Тип сооружения: оборонная церковь, с 18 века главное строение монастыря.
Также известна как:
- Троицкая церковь (рус.), Троїцька церква (укр.)
- Монастырь Пресвятой Троицы (рус.), Монастир Пресвятої Трійці (укр.)
- Каменец-Подольский василианский монастырь (рус.), Кам'янець-Подільський василіянський монастир (укр.)
Первый этап строительства: 12 – 13 век (деревянный храм), по разным данным с конца 14 века до начала 17 века (каменный храм).
Последний этап строительства: 1859 год (разрушенный храм), 2010 год (новодел).
Историческое исповедание: православие, с 1700 по 1795 и с 2005 по сегодняшний день – униатство (греко-католичество).
Современная принадлежность: Украинская Греко-Католическая Церковь (УГКЦ), монашеский орден василиан (Чин святого Василия Великого).
Церковь находится на территории старой части города Каменца-Подольского, который веками развивался на площадке скалистого «острова», отделённого от окружающей местности глубоким каньоном реки Смотрич. Изгиб речного русла, имеющий вид буквы Омега, хорошо изолировал «остров» и тем самым снабдил его мощными естественными укреплениями. В течение веков жители города усиливали укрепления, созданные природой, искусственными оборонными сооружениями, которые возводились на наиболее уязвимых участках защитного периметра, в результате чего к 17 веку Каменец превратился в мощную крепость. Троицкая церковь была одним из звеньев в цепи городской обороны.
Первое достоверное письменное упоминание города относится к 1375 году, когда им управляли литовские князья Кориатовичи, под власть которых Подолье находилось во 2-ой половине 14 века. Однако нет сомнений в том, что задолго до появления на подольских землях литовцев, на территории Каменца уже существовал древнерусский город, детинец которого находился на территории Каменец-Подольской крепости, а укреплённый посад – на плато «острова». Письменных источников, которые бы пролили свет на историю этого малоизвестного древнерусского укрепления, либо не сохранилось, либо ещё не получили известность, потому основную информацию о Каменце 12 – 13 веков предоставляют археологи.
Свою официальную историю Троицкая церковь ведёт с 16 века, с момента первого письменного упоминания (1535 год), легендарная версия относит строительство храма ко 2-ой половине 14 века, когда, согласно сохранившимся пересказам, при Кориатовичах была возведена церковь. Материалы археологических раскопок, которые проводили на территории церкви в 1990-х годах, показали, что первый храм на этом месте, возможно, появилась ещё до Кориатовичей, в 12-13 веках. Так или иначе, не вызывает сомнений тот факт, что Троицкая церковь - это одна из самых старых православных церквей не только Каменца, но и Подолья в целом. К сожалению, сохранилось очень мало источников, которые могли бы пролить свет на раннюю историю храма (до начала 16 века), потому в сложившейся ситуации большинство историков предпочитают отталкиваться от сохранившихся первых письменных упоминаний церкви, в результате чего каменный храм зачастую датируют концом 16 – началом 17 века. Стоит отметить, что не только у Троицкой церкви, но и у множества других объектов города наблюдаются проблемы с датировкой ранних этапов их строительства.
12 – середина 13 века. По мнению архитектора и реставратора Ольги Пламеницкой, в указанный период на территории города существовало несколько православных храмов, в том числе Троицкая церковь, Пятницкая (Предтеченская) церковь и Петропавловсая церковь (главный собор города?), на месте которой в наши дни находится главный католический собор города.
Троицкая церковь была построена на площадке 4-метрового холма, возвышавшегося над северной частью плато. Где-то в этом районе проходила граница древнерусского поселения. Неизвестно, был ли приспособлен к обороне ранний деревянный храм. Возможно, что только с момента перестройки церкви в камне её могли превратить в укреплённый пункт, который мог защищать подступы к городу с севера и служить в качестве небольшой внутренней цитадели для мещан на случай, если бы неприятель прорвался за линию городских укреплений. От северной части города к его центру тянулось несколько важных улиц, две из которых проходили рядом с церковью.
?. Раскопки 1990-х годов выявили остатки раннего деревянного храма, который предшествовал каменной церкви. Археологами были обнаружены остатки архаического фундамента, который был сложен из колотого песчаника, скреплённого глинисто-земляным раствором. Поверх фундамента была обнаружена сгоревшая дубовая колода, обнаружение которой позволило сделать вывод, что церковь была срубной. Вероятно, храм был уничтожен пожаром. Церковь состояла из квадратного в плане нефа, к которому с востока примыкала пятиугольная алтарная часть (апсида). Ширина апсиды была чуть меньше ширины нефа. Размеры нефа деревянной церкви ориентировочно 7х7,4 метра, размеры апсиды – 5,1х4х6 метров. Ранняя деревянная церковь была вдвое меньше каменной церкви 16 - 17 веков – вместе с нефом и апсидой церквушка практически полностью помещалась на площади нефа каменного храма. Ольга Пламеницкая обратила внимание на то, что размеры храма, при их конвертации в древнерусские локти (1 локоть = 0,46 метров, использовался в 11 - 13 веках), представляют следующие цифры: длина/ширина нефа – около 16 локтей, длина/ширина апсиды – 10/11 локтей соответственно. Эти размеры характерны для целого ряда деревянных храмов княжьего периода, обнаруженных на территории Волыни, Галиции и Буковины. Остаётся открытым вопрос, была ли у раннего деревянного храма колокольня у западного фасада.
Археологи, проводившие раскопки церкви, в датировке раннего деревянного храма опирались, в первую очередь, на обнаруженные рельефные керамические плитки, которыми был покрыт пол церкви. Некоторые из плиток, вероятно, служили для облицовки стен. Сойдясь во мнении, что плитки украшали пол именно деревянного храма, а не более позднего каменного, исследователи, тем не менее, сильно разошлись в датировке находок. Так, археолог из США Адриан Мандзий проводил параллели между плитками Троицкой церкви и плитками 13 веков, обнаруженными во время раскопок на территории Галиции и Буковины, при этом отмечая, что между ними есть не только сходство, но и различия. В итоге Адриан Мандзий сделал неожиданный вывод, что деревянная церковь - это типичное для 15 - 16 веков строение. Стоит отметить, что ещё в конце 1990-х годов Адриан Мандзий относил начало заселения северной части старого города только к началу 15 века, что, конечно же, не соответствует истине. Архитектор-реставратор из Львова Влодимир Бевз в своей датировке деревянного храма также опирался в первую очередь на найденные плитки, но датировал их княжеским периодом по аналогии с украинскими и чешскими образцами 12 – 13 веков, при этом отметив, что образцы, выбранные для сравнения, в деталях довольно сильно отличались. С мнением этих двух исследователей не согласна Ольга Пламеницкая, которая относит появление пола из плиток к последней четверти 14 века, по её мнению, керамический пол имел отношение к первому каменному храму 2-ой половины 14 века, а не к деревянной церкви княжеского периода.
1-ая половина 14 века (?). По гипотезе Владимира Бевза, после уничтожения деревянного храма на его месте могла быть построена небольшая каменная церковь, состоящая из квадратного в плане нефа и полукруглой апсиды, а позднее к храму пристроили колокольню и боковые экседры, в результате чего и сформировался трёхконховый храм. По мнению Владимира Бевза и Адриана Мандзия первый каменный храм начали строить, когда контуры ранее сгоревшей деревянной церкви уже не читались на поверхности (т.е. между исчезновением одного храма и появлением другого был длительный перерыв), потому ось ранней деревянной церкви смещена относительно оси более поздней каменной церкви. Ольга Пламеницкая с этим выводом не согласна, в частности, она обращает внимание на то, что линии старых фундаментов проходят по касательной относительно линий новых каменных стен и это, вероятно, не совпадение, а признак того, что строители каменной церкви были осведомлены о линиях старых фундаментов. Очевидно, что смещение оси новой каменной церкви было вызвано другими обстоятельствами, которые на данный момент остаются невыясненными.
2-ая половина 14 века. Согласно гипотезе Ольги Пламеницкой, при Кориатовичах город пережил новое рождение. Тогда в Каменце были возведены и перестроены множество новых культовых и оборонительных сооружений, причём многие из этих объектов строили в определённых местах согласно некой градостроительной схеме (данные исследований Ольги Пламеницкой). Так, например, Троицкая и Пятницкая церкви (трёхконхи-близнецы) находились на равном удалении от центра рыночной площади (около 300 метров), кроме того, обе церкви были связаны дорогами длинной около 300 метров с северо-западными и юго-восточными городскими воротами соответственно. Вероятно, основы этой градостроительной схемы были заложены ещё в княжеский период, во всяком случае, ряд ключевых объектов мог появиться ещё до Кориатовичей.
Как уже писалось выше, нет письменных источников 2-ой половины 14 – 15 веков, которые бы прямо или косвенно упоминали церковь. В 1805 году архимандрит Даниил, настоятель Троицкого монастыря, сообщал губернскому прокурору о существовании грамоты времён Кориатовичей, не сохранившейся до наших дней, согласно которой монастырь имел право владеть 60 десятинами земли на Русских фольварках. Вероятно, эту же грамоту в 1805 году по распоряжению Казённой Палаты надлежало отыскать в книгах магистрата, чтобы сделать с неё копию. В 1868 году церковный историк Данила Синицкий опубликовал статью «Каменецкий Свято-Троицкий первоклассный монастырь», в которой также сообщалось о существовании грамоты времён Кориатовичей, где, помимо всего прочего, была упомянута и Троицкая церковь. В грамоте речь шла о передаче Троицкой церкви 60 десятин земли на Чернечем поле (на Русских фольварках). Общее описание грамоты и ряд других нюансов позволили известному историку и археографу Ярославу Дашкевичу отнести этот документ к категории средневековых фальсификатов. Таким образом, единственная документальная связь храма с Кориатовичами основана на утраченном документе, который заочно признан фальшивкой. Впрочем, это не означает, что при Кориатовичах храм оставался без внимания.
В ходе раскопок 1990-х годов (о них читайте ниже) большое внимание привлекла находка фрагментов глазурованных керамических плиток, которыми был покрыт пол храма. Размеры плиток ориентировочно 15х15 см, их лицевая поверхность была покрыта разнообразными рельефными изображениями (всего около 20 сюжетов). Не вызвал сомнения тот факт, что керамический пол принадлежал старому храму, потому на основе этих плиток можно было произвести его датировку. Однако в вопросе датировки плиток мнения исследователей сильно разошлись. Кроме того, одни исследователи были склонны полагать, что эти керамический пол был устроен ещё в ранней деревянной церкви (в её датировке мнения исследователей также сильно расходятся), другие считали, что плитками был покрыт пол раннего каменного храма. Лицевые поверхности плиток были обожжены, местами на них налип слой обгоревшей древесины, что говорит о пожаре, который уничтожил храм с керамическим полом. Вероятно, пожар был довольно сильным, поскольку лицевая поверхность некоторых плиток расплавилась. После пожара керамический пол уже не использовали, поскольку во время одного из последующих ремонтов (1-ая половина 15 века?), у храма появился новый пол, на этот раз кирпичный.
Археолог Адриан Мандзий (США), который руководил экспедицией, проводившей раскопки, сделал вывод, что керамический пол принадлежал деревянному храму, который был возведён, по его мнению, в 16 веке. Адриан Мандзий, отметив, что подобные плитки археологам на территории Украины попадаются очень редко, занялся поиском аналогов среди плиток 13 века, которые были найдены во время раскопок церквей Галиции и Буковины, но особым успехом его поиски не увенчались. В итоге археолог сделал вывод, что «стиль найденных плиток отличается от выявленных в Галиче», затем предположил, что в случае с Каменцем мы имеем дело с примером того, как строительные традиции времён Галицко-Волынского княжества дожили до эпохи ренессанса. Если учесть тот факт, что по гипотезе Адриана Мандзия северная часть старого города начала заселяться только в 15 веке, то становится понятно, что выйти за раннее очерченные временные рамки своей гипотезы исследователь не смог, потому и датировать как плитки, так и сам храм периодом ранее 15 веке он не осмелился.
Архитектор-реставратор Владимир Бевз (Львов), проводивший исследование храма вместе с Адрианом Мандзием, не разделил мнение своего американского коллеги. Владимир Бевз датировал деревянную церковь 13 веком, тем самым отнеся её к древнерусскому периоду. Что касается керамических плиток, которые, по мнению исследователя, покрывали пол храма княжьего периода, то некоторые аналогии Владимир Бевз усмотрел в плитках 12 – 13 веков, найденных на территории Украины и Чехии. При этом, сравнивая плитки Троицкой церкви с другими аналогами из Украины, исследователь отмечает, что «изображения сильно отличаются отдельными элементами и деталями», прямых аналогов не нашлось и среди чешских плиток, поскольку и здесь были «значительные отличия в деталях». Исследователь обратил внимание на большое разнообразие изображений на плитках. В одних плитках он видел «чистый» декоративный орнамент, в других – религиозные мотивы («борьба христианства с язычеством»), в третьих – геральдические элементы. К изображениям с языческими мотивами были отнесены плитки с рельефами в виде листьев дуба (священное дерево язычников). Всё это, по мнению Владимира Бевза, было примером того, как в декоре храма отображались не только религиозные, но и политические веяния того времени. Анализируя изображения на плитках, исследователь также предположил, что пол церкви был выложен исходя из некого единого образа, единого замысла и, как и росписи большинства храмов, мог нести некую идеологическую нагрузку.
Ольга Пламеницкая, проанализировав отдельные образцы плиток, пришла к выводу, что нет оснований для их датировки 12 – 13 веком. По её мнению, графические изображения на плитках характерны для 2-ой половины – конца 14 века. Так, например, изображение «Орёл в короне» начинают использовать в качестве герба Королевства Польского в начале 14 века, при Владиславе I Локетеке (1306 - 1333). Сюжет «Юрий Змееборец» (Георгий Победоносец), который можно увидеть на одной из плиток, использовался в качестве герба князьями Кориатовичами. Ещё одна плитка была украшена изображением розы, такой же, как на гербе «Порай», самое раннее упоминание которого относится ко 2-ой половине 14 века. Были найдены несколько плиток с гербом «Лелива» (полумесяц со звездой) - именно такой герб был у Спитко из Мельштина, который управлял Подольем и Каменцем в 1395 – 1399 годах. Геометрический орнамент одной из плиток имеет большое сходство с орнаментами, характерными для периода пламенеющей готики. У одной из плиток, украшенной геометрическим орнаментом, есть аналог, датированный 15 – началом 16 века (плитка была найдена в Каменце в районе Армянского рынка). Косвенным свидетельством существования храма во 2-ой половине 14 века является серебреный динар второй эмиссии (1393 - 1396) времён Владислава II Ягайло, найденный во время раскопок 1990-х. После анализа изображений на плитках, Ольга Пламеницкая пришла к выводу, что ими храм декорировали в конце 14 века.
Во время раскопок 1990-х ниже уровня наслоений 15 века (?), в южной части нефа, был обнаружен каменного саркофага, в котором был захоронен 3-летний ребёнок. К сожалению, исследователи церкви об этой интересной находке упоминали только вскользь, потому о ней практически ничего не известно.
1420 год. Значительная часть застройки Каменца погибла в огне опустошительного пожара. Принимая во внимание версию Ольги Пламеницкой о датировке керамического пола концом 14 века и появлением нового кирпичного пола во 2-ой четверти 15 века, можно допустить, что храм мог погубить пожар 1420 года. Впрочем, также возможно, что церковь сгорела во время какого-то другого пожара.
1420-е – 1440-е годы (?). После ремонта у храма появляется новый пол, вымощенный кирпичами. Аналогичными кирпичами был выложен пол трапезной доминиканского монастыря, появление которого относят ко 2-ой четверти 15 века (согласно исследованиям Евгении Пламеницкой и Анатолия Тюпича). Во время исследования церкви в 1990-х годах, кирпичный пол Троицкого храма был отнесён к 1-ой половине 17 века, вероятно, ошибочно.
Особый интерес вызывает вопрос, была ли Троицкая церковь изначально соборным храмом, т.е. главной православной святыней города. Ряд историков, относящих появление церкви к 14 - 15 векам, считают, что храм сразу получил статус собора. Однако, например, Ольга Пламеницкая обратила внимание, что ни по своим размерам, ни по расположению (у северной границы старого города) Троицкая церковь не подходит на звание собора. По её гипотезе главный православный храм до 1-ой половине 15 века находился в центре города, на месте нынешнего Петропавловского кафедрального собора, а позднее православную святыню могли переосвятить и перестроить в католический храм. Потеряв собор в центре города, православная община была вынуждена передать статус собора Троицкой церковь, а в 15 – 16 веках они построили трёхконховую церковь в северо-западной части города, которую назвали Петропавловской, возможно, чтобы как-то компенсировать утрату собора. Всё это отражало главную тенденцию того времени – русинов постепенно вытесняли из центра города на его окраины, в результате чего городской центральный рынок русинов превратился в польский, а ряд важных православных храмов, которые, вероятно, находились в центральной части города, перестали существовать.
Долгое время считалось, что первое письменное упоминание Троицкой церкви относится к 1582 году, однако каменецкому историку Николаю Петрову удалось
отыскать несколько более ранних прямых и косвенных свидетельств существования церкви, самое раннее из которых относится к 1535 году.
1535 год. В этот период православные церкви города подчинялись галицкому епископу (позднее - львовскому). Наместник (протопоп), подчинявшийся епископу, упомянут в одной из земских книг Каменца. В частности, в документе сказано, что в 1535 году протопопом был «Костюк Володыёвский, походивший из местной шляхты русской», а также уточнялось, что его резиденция находилась в Каменце при церкви Св. Троицы («rezydującego w Kamieńcu, przy cerkwi św. Trójcy»).
1558 год. Упоминается протопоп Назарко, который в документе значится как «popo ac officialis alias namiestnik ritus rutenici w Kamieniec».
1565 год. В документе встречается упоминание «протопопа Русинов» («protopopo Rutenorum»).
1582 год. Каменецкая мещанка Гапка Табкова, вдова Грицька Табковича, подарила храму участок на ул. Троицкой (ныне ул. Зарванская?), по соседству с храмовой территорией, чтобы «на том участке был построен дом, где бы жили или пребывали каменецкие русинские владыки». При передаче присутствовал «официал» (церковный наместник) Васько («Wasko officialis ruthenicus Camenecensis, vulgo namiestnic dictus»).
1593 год. Московский дьяк Трифон Коробейников, совершив паломничество в Константинополь и Палестину, на обратном пути в Москву побывал в Каменце. Здесь он посетил все существовавшие на тот момент православные церкви, где раздавал «государевой заздравной милостыни». В «Отчёте Московскому правительству», в котором описывалось, на что и где были потрачены государевы деньги, Коробейников упоминает, что дал «к соборной церкви Живоначальной Троицы попу Климентию 2 золотых да диакону Михайлу золотой».
16 – 17 века. Церковь считалась соборной, т.е. была главным православным храмом города. При ней жил наместник львовского православного епископа. Иногда церковь называли кафедральной, хотя в Каменце на тот момент не было православной епископской кафедры. Из документа 1582 года видно, что русины хотели, чтобы в городе находился архиерей (православный епископ), но эти планы осуществились только в конце 18 века, после перехода города под власть России, когда начался период возрождения православной жизни в Каменце. В статусе собора храм находился до 1781 год, пока греко-католический епископ Пётр Белянский не передал статус собора Иоанно-Предтеченской церкви.
Поскольку нет единого мнения по вопросу, когда именно был возведён первый каменный храм, составим обобщённое описание этого архаического сооружения, в его основных чертах, которые сформировались к 17 веку. Большинство исследователей склонны относить появление каменного Троицкой церкви к концу 16 – началу 17 века, однако, как уже сообщалось выше, существуют гипотезы, согласно которым каменный храм могли возвести ещё во 2-ой половине 14 века. В случае датировки первой каменной постройки на уровне последней четверти 14 – начала 15 века, можно предположить, что в его строительстве могли быть задействованы местные армянские мастера. Известно, что в Каменце находилась одна из самых древних и самых многочисленных армянских колоний в Украине, а армянские мастера славились своим умением в обработке камня.
Церковь относится к типу подольских трёхконхов, отличительной особенностью которых было наличие трёх полукруглых в плане выступов (экседр/конх) в восточной части храма, создававших в плане образ креста, и оборонной башни-колокольни у западного фасада. Некогда такой тип храмов был распространён на Подолье, например, только на территории Каменца было возведено несколько церквей такого типа (Предтеченская, Петропавловская и, возможно, Крестовоздвиженска), но в наши дни эта группа памятников считается малочисленной. Из всех трёхконховых церквей Каменца до наших дней дожил только Петропавловский храм, немного таких церквей осталось и в Украине в целом.
Благодаря удачному расположению на холме и стройной колокольне, церковь воспринималась как одна из высотных доминант северной части города. Её особое значение подчёркивается тем, что именно этот храм использовался в качестве собора в 16 – 18 веках. Нет особых сомнений в том, что несколько веков назад храм в интерьере был украшен росписями и другими элементами декора, но, к сожалению, большая его часть не дожила даже до начала 20 века.
Строение церкви ориентировано по оси запад-восток. Раскопки 1990-х годов показали, что линии фундаментов строения не пересекались под прямыми углами, храм был несколько перекошен, а линии его плана искажены. Почему храм не был возведён по всем законам симметрии, пока выяснить не удалось.
К квадратному в плане нефу с востока примыкала полукруглая апсида, с севера и юга – полукруглые в плане экседры (конхи), с запада – колокольня. Три полукружия экседр и апсиды создают в плане очертания верхней части креста, тогда как неф, и пристроенная к нему с запада колокольня, создают образ основания этого креста. Длина церкви по оси запад-восток в экстерьере/интерьере – 26,5/22,1 метра, ширина нефа в экстерьере/интерьере – 10,3/7,0 метров, ширина храма в экстерьере с учётом экседр – около 15 метров. Толщина стен храма – около 1,8 метра, стены экседр чуть тоньше – около 1,2 метра. Практически точно в таких же пропорциях (длина, ширина и т.д.) был построен и Предтеченский храм. Местами, пропорции двух храмов имеют настолько большое сходство, что напрашивается вывод – обе церкви строили в рамках одного градостроительного проекта, возможно, с привлечением одних и тех же мастеров.
Первоначально у Троицкой церкви, как и у Предтеченской, над нефом, экседрами (?) и апсидой (?) был обустроен боевой ярус. Вероятно, он представлял собой каменный бруствер, пронизанный линией бойниц. Таким образом, неф первоначально состоял из двух ярусов, нижнего «служебного», высота которого составляла около 8 метров, и верхнего оборонного высотой около 2 метров.
К нефу с запада была пристроена колокольня, которая одновременно использовалась в качестве оборонной башни. Первоначально колокольня была трёхъярусной (?). В первом ярусе был устроен главный и единственный вход в храм, одновременно этот ярус использовался в качестве притвора (бабинца). Перекрытие между первым и вторым ярусами колокольни было каменным, крестовым. Вероятно, в северо-западном углу колокольни, находилась внутристенная лестница, ведущая на второй ярус, приспособленный к обороне. Второй ярус колокольни, вероятно, сообщался с оборонным ярусом, устроенным над нефом. Второй и третий ярус, вероятно, сообщались при помощи деревянной лестницы. Перекрытие между первым и вторым ярусом было деревянным. На третьем ярусе находилась колокольня, одновременно этот ярус можно было использовать для дозорных и оборонных целей. Можно предположить, что помимо окон, в стенах второго и третьего ярусов были устроены бойницы.
Стены колокольни, нефа, конх и апсиды прорезали первоначально невысокие узкие окна. В конце 1850-х их высота была увеличена. Возможно, ранние окна церкви имели стрельчатую готическую форму.
В интерьере притвор от нефа был отделён аркой, между нефом и апсидой была устроена алтарная перегородка. Какие были перекрытия у раннего каменного храма, сведений нет. Известно, что в 19 веке неф перекрывал цилиндрическим свод, который по оси экседр/конх перпендикулярно пересекал ещё один цилиндрический свод меньшего диаметра. По состоянию на 19 век алтарная часть церкви была перекрыта цилиндрическим сводом, который ближе к восточной части апсиды упирался в слабо выраженную арку, а далее апсиду перекрывал четвертьсферический свод (конха). Экседры также были перекрыты четвертьсферическими сводами (конхами).
Весь храм (колокольня, неф, экседры и апсида) был накрыт гонтовой кровлей. Только в 19 веке гонт заменили кровельной жестью.
О росписях, мемориальных плитах и других элементах декора храма, которыми он, вероятно, обладал 16 – 18 веках, никакой информации не сохранилось. Вероятно, значительная часть первоначального декора интерьера был уничтожен в конце 17 – середине 18 века, когда храм использовался в качестве мечети, а затем – в качестве храма униатов (греко-католиков). Старые росписи могли скрыться под более поздними наслоениями, но проверить эту гипотезу уже не получится, поскольку храм был разобран в 1930-х до того, как его удалось основательно обследовать.
При церкви издавна существовало кладбище. Открытым остаётся вопрос, какую территорию оно занимало в 16 – 17 веках. В наши дни от кладбища ничего не сохранилось.
Можно допустить, что 16 – 17 веках вокруг храма существовала каменная ограда, приспособленная к обороне, однако о её строении нет практически никаких сведений.
В этот период в собственности храма находилась как недвижимость, так и обширные земельные владения. При церкви существовала школа и госпиталь, которые находились под опекой церковного братства.
?. Контрфорсы, которые подпирают стены нефа по бокам экседр, вероятно, появились во время одного из ремонта храмов, тогда как у ранней каменной церкви их не было.
16 августа 1602 года. Мощный пожар уничтожил практически всю застройку старого города. Вполне вероятно, что от огня могла пострадать и Троицкая церковь.
1603 год. В документах упоминается судебное разбирательство, по результатам которого Троицкой церкви был передан дом, ранее подаренный церкви мещанином Яковом Ковалем. В этом же документе встречается первое упоминание о церковном братстве, существовавшем при храме. В материалах дела значилось, что дом был в распоряжении братства с давних времён.
13 апреля 1611 года. Каменецкий мещанин Назарко Лавринович со своей женой Промыслой заявили перед лавничим судом, что они дарят священнику Клементу, наместнику Троицкой церкви, пол лана земли (около 9 гектаров), находящейся среди городских полей.
18 марта 1613 года. Каменецкий мещанин Иван Яцкович Цикало перед лавничим судом заявил что он, как единственный сын своего отца Яцка и матери Анны, продаёт свой участок размером в пол лана (около 9 гектаров) священнику Климентию, наместнику Троицкой церкви, за 60 форинтов.
23 октября 1613 года. Город пережил землетрясение. Армянская «Каменецкая хроника» об этом сообщает так: «Года 1062 [1613], октября 13 [23], в среду на рассвете в 9 часов произошло землетрясение, которое длилось четверть часа».
14 июня 1616 год. Практически весь город был уничтожен мощным пожаром. Огонь разрушил множество храмов Каменца, включая Троицкую церковь.
Нет сомнений в том, что после пожара церковь была восстановлена или перестроена, однако исследователи расходятся во мнениях, когда речь заходит о том, как выглядел храм до и после перестройки. Одни исследователи считают, что до пожара существовал только деревянный храм, а в камне его перестроили только после 1616 года, другие считают, что каменный храм существовал и до пожара, но только после пожара он превратился в храм трёхконхового типа с колокольней у западного фасада, третьи придерживаются мнения, что пожар повредил ранее возведённый трёхконховый храм, который после пожара восстановили в прежних чертах.
6 ноября 1620 год. Город пережил сильное землетрясение. В «Каменецкой хронике» сообщается: «1069 [1620], октября 29 [ноября 6], в день Воздвиженья Святого Креста, в воскресенье, в 21 час произошло землетрясение, длившееся четверть часа. Трясло так, что каменные стены ломались и рассыпались. И произошло это не только в Каменце, но и в Молдавии, и в Турции. Люди, которые были тогда в Турции, рассказывали, что рухнуло очень много турецких минаретов как в Стамбуле, так и в других местах».
Сентябрь 1621 года. В ходе масштабной военной компании, главная битва которой прошла под стенами Хотинской крепости, войска султана Османа непродолжительное время держали Каменец в осаде. Артиллеристы султана повредили ряд зданий города.
17 век. Известно, что в этот период веке южнее церкви существовал каменный «владычный» дом с подвалом. Возможно, дом был построен на том самом участке, о котором речь шла в документе 1582 года. В таком случае, первое строение на этом месте могло появится ещё в конце 16 века. В 1740-х годах старый дом включили в объём нового здания келий.
1672 год. В начале Польско-турецкой войны (1672 - 1676) Каменец-Подольский был взят в осаду крупными объёдинёнными силами турок, татар и казаков. Спустя несколько недель осады Каменец пал и турки стали новыми хозяевами города. В Каменце турки задержались на 27 лет, до 1699 года, когда по условиям Карловицкого мирного договора Каменец вновь отошёл к Речи Посполитой. За годы турецкой оккупации город пришёл в упадок, был сильно разрушен и потерял большую часть своего населения.
Спустя некоторое время после начала оккупации каменецкий патриот Киприан Томашевич издаёт в Кракове весьма детальный план Каменца, на котором город изображён таким, каким он был в 1672 году, вскоре после захвата турками. В 1672 году новые хозяева города превратили самые значительные храмы Каменца в мечети, а полякам, русинам и армянам оставили менее значимые культовые сооружения. На плане Троицкая церковь обозначена буквой «X». Подпись к плану сообщала, что это «Церковь русинов пресв. Троицы, ныне мечеть Мустафы-паши, личного секретаря султана» («Ecclesia Ruthenorum SSmae Trinitatis, nunc Moschea Misthap Baszae intimis secretari Imperatoris»). Упомянутый Мустафа-паша (Мусахиб Мустафа) был вторым визирем султана.
?. После смерти Мустафы-паши при Троицкой церкви был основан вакф. Это означало, что согласно завещанию визиря часть его собственности должна была использоваться для содержания мечети, а именно - на содержание мечети шёл доход, получаемый от пяти сёл, расположенных в околицах Жванца, а также ряда мельниц.
1699 год. По условиям Карловицкого мирного договора турки возвратили Каменец полякам. В этом же году Сейм вынес постановление – православным, как и евреям, запрещалось селиться на территории города. После этого опустевшие православные храмы были опечатаны.
1700 год. В описании города, составленного специальной комиссией, значилось: «Возле этого двор пани Оленцкой, пред тем, славного Александра Волошина, напротив церковь святой Троицы и школа с госпиталем» («Podle tegoz dworek pani Olenckiej przed tym, teraz slawetnego Alexandra Woloszyna. Ex opposito cerkiew swietej Trojcy z szkola i szpitalem»).
29 августа 1700 года в Троицкой церкви провёл службу львовский епископ Иосиф Шумлянский, который незадолго до этого принял унию. С этого момента православные храмы города официально перешли под власть униатов (греко-католиков). Как и прежде, Троицкая церковь была соборной, но теперь она находилась под управлением наместников львовских униатских епископов. Церковь принадлежала униатам без малого век, до 1795 года. За это время количество православной паствы сильно уменьшилось, поскольку многие жители предпочли принять унию.
Вероятно, вскоре после того, как турки покинули город, поляки разобрали минарет (при условии, что его не уничтожили ранее 1699 года), поскольку в источниках 1-ой половины 18 века о нём нет никаких упоминаний. Остатки оборонного яруса над нефом, дожившие до начала 18 века, после возвращения города к полякам, вероятно, были окончательно демонтированы, поскольку храм 18 века уже не рассматривался в качестве оборонного объекта. Передача церкви униатам не лучшим образом отразилась на её аутентичном интерьере, который наверняка пострадал во время турецкой оккупации. При униатах церковь изнутри была переделана в подобие католического храма со всей сопутствующей атрибутикой.
Начало 18 века. Священником при церкви был Стефан Краковецкий.
1722 год. Стефан Краковецкий, управлявший Троицкой церковью, был переведён в Петропавловскую церковь, а 22 мая Троицкая церковь была официально передана монахам-василианам (базилианам), униатам (греко-католикам) по вероисповеданию, которые переселились в Каменец из Перемышльской епархии. В этом же году (по другим данным – в 1722 – 1723 годах) монахи при церкви основали монастырь. Его первым игуменом (настоятелем) стал Иван Машкевич. Игумены монастыря одновременно были наместниками (официалами) львовских униатских епископов.
Известно, что василиане, воспользовавшись отсутствием источников, которые бы описывали раннюю историю Троицкой церкви, старались доказать, что этот храм издавна находился в их собственности. Таким образом, они старались обосновать законность своих притязаний на церковь и её собственность. Появившись в городе, василиане часто конфликтовали с местным униатским духовенством, с братством Св. Троицы и магистратом во период «войн» за раздел сфер влияния. Если каменецкое униатское духовенство ещё сохраняло ряд черт, свойственных православию, то василиане занимали однозначную прокатолическую позицию, что и создавало предпосылки для множества конфликтов.
1730-е годы. Базилиане пытались получить контроль над Воскресенской церковью на Русских фольварках, которая была приписана к Троцкой церкви и опекалась православным братством Св. Троицы. Потеряв Троицкую церковь, братство при поддержке магистрата старалось удержать за собой хотя бы Воскресенскую церковь. Борьба шла с переменным успехом, но к 1740 году василианам всё же удалось добиться своего и Воскресенская церковь официально перешла под контроль Троицкого монастыря.
1735 год. При монастыре было основано братство Св. Онуфрия (?), которое появилось вместо разогнанного православного братства Св. Троицы.
1745 год. Была упразднена старинная церковь Преображения Св. Спаса, находившаяся в каньоне (правый берег реки, в районе Новоплановского моста). Всё, чем владела эта церковь, было передано Троицкому монастырю.
1745 – 1747 (по другим данным 1746 - 1749) годы. При игумене Иосафате Пруницком, к югу от церкви, строится каменное здание келий. На этой территории ещё с 17 века находился старый каменный «владычный» дом с подвалом, который был включён в объём нового здания келий. Со стороны восточного фасада эта старая постройка в объёме корпуса келий выражена в виде ризалита. Корпус келий представлял собой двухэтажное, прямоугольное в плане здание, вытянутое по оси север-юг, параллельно Зарванской улице. Его длина – около 30 метров. Хотя внешний облик келий был предельно простым, ризалит восточного фасада, а также крыльцо и три контрфорса 4-метровой ширины, находящиеся со стороны западного фасада, придавали зданию архаический вид. Планировка внутри коридорная, первоначально с односторонним расположением помещений. Перекрытия на обоих этажах сводчатые. Под зданием находились подвалы со сводчатыми перекрытиями. Ранняя кровля была четырёхскатной, гонтовой.
На территории монастыря помимо церкви и келий находились и несколько других построек, предназначенные для хозяйственных (?) нужд. Значительную часть монастырского участка занимал сад (южная часть территории) и кладбище (северная часть территории).
1748 год. Начался судебный процесс капитула против василиан, в ходе которого монашеский орден был обвинён во множестве незаконных действий, однако василиане на суд не явились. По итогам разбирательства капитул постановил выселить василиан из Троицкого монастыря «как людей беспокойных и вредных». Монастырь был закрыт, но василиане его не покинули.
1749 год. После очередного скандала василианам запретили богослужения, отлучили их от церкви и потребовали, чтобы монахи немедленно ушли из Троицкого монастыря. Василиане в ответ обратились с жалобами к нунцию (представитель папы римского), и благодаря его вмешательству, а также поддержке ряда других влиятельных лиц, конфликт был улажен. Все постановления суда консистории признаны незаконными.
В этом же году василиане надстраивают колокольню церкви, верхний ярус которой, вероятно, был разобран ещё в 1672 году, когда турки заняли город. Вероятно, новая колокольня была ниже той, которая была у церкви в 17 веке. Стены надстроенной василианами колокольни были украшены плоским декором в стиле барокко, а венчала колокольню барокковая кровля с главкой. Некоторое представление о внешнем виде церкви во 2-ой половине 19 века даёт гравюра Елисея Кошкина 1794 года. Судя по всему, строительство новых зданий и пристроек, а также декорирование старых строений комплекса велось во 2-ой половине 18 века в стилистике барокко.
1750 год. Монастырь настолько развился, что Сейм своим постановлением подчинил ему все остальные монастыри Подольского воеводства.
1759 год. При монастыре была основана школа богословия на 12 - 15 учеников, желавших стать частью монастырской братии. При монастыре до 1793 года кроме игуменов, викариев и порохов зачастую проживало двое отцов-профессоров и 4 - 6 братьев или студентов.
1764 год. Эдукационная комиссия (руководящий орган системы просвещения в Речи Посполитой) в Варшаве постановила, что в Свято-Троицком и Барском монастырях надлежало устроить школы по образцу львовских.
1773 год. Планировка монастыря показана на плане города:
1781 год. После конфликта с монахами-василианами греко-католический епископ Пётр Белянский переносит кафедру из Троицкого монастыря в Иоанно-Предтеченскую церковь. С этого момента Троицкая церковь перестала быть соборным храмом, поскольку этот статус перешёл к Предтеченской церкви.
1787 год. Планировалось при монастыре устроить поветовую школу с шляхетским конвиктом (общежитие?), но этим планам не суждено было осуществиться.
1795 год. В результате Второго раздела Речи Посполитой (1793 год) Подолье перешло под власть России. 12 апреля был основан Подольский епископат с центром в Каменце. Все церкви города, находившиеся под властью униатов, были возвращены православным. Троицкий монастырь был включён в список первоклассных. С 1795 по 1866 год монастырь находился под управлением архимандритов.
Монахи-василиане из Каменца были вынуждены переселиться в Почаев, часть из них отправилась в Галицию. В Каменце остался только один василианин – Иосиф Банульский, который в течение 10 лет пытался вернуть ордену его собственность. Ему даже удалось убедить Подольский суд в том, что василиан из монастыря выгнали силой, а пребывание там православной братии является незаконным. Суд настоятельно потребовал, чтобы православные вернули монастырь василианам, и только вмешательство Сената поставило крест на плане Иосифа. По итогам разбирательства решение суда было объявлено незаконным, поскольку суд в сложившейся ситуации превысил полномочия и вмешался в дела, которые находились под контролем другого ведомства.
1797 год. Планировка монастыря показана на плане города:
Конец 18 – начало 19 века. Над нефом была построена громоздкая фальшивая деревянная баня, исказившая первоначальный облик и пропорции храма. Возможно, одновременно с этой перестройкой была изменена и форма кровли колокольни – на месте крыши в стиле барокко появился шлемоподобная кровля с главкой, увенчанной высоким шпилем.
?. Во время одной из реконструкций у храма появились две одноярусные пристройки, возведённые между апсидой и экседрами. С северной стороны к церкви была пристроена ризница (помещение для хранения церковной утвари и одежд), а с южной – небольшая паномарка (помещение для церковнослужителя-помощника, пономаря). Чтобы организовать доступ к новым пристройкам в старых стенах нефа потребовалось пробить новые двери. От паномарки к зданию келий был протянут небольшой коридор, в результате чего церковь и кельи были объединены.
1831 год. Составленное архимандритом Георгием описание храма свидетельствовало о его плохом состоянии. В частности, сообщалось, что пол церкви, выложенный каменными плитами (?), местами испорчен и вообще в целом его состояние оставляет желать лучшего, своды протекали, и даже церковной утвари не хватало для нормальных богослужений.
1835 год. Епархиальный архитектор А. Островский обработал проект перестройки монастыря. Проект предусматривал снос старого трёхконхового храма и постройку на его месте нового церкви с пятью куполами, спроектированной в русско-византийском стиле. По архитектуре и объёмно-пространственному решению новая церковь в Каменце имела сходство с Десятинной церковью в Киеве (постройка 1828 – 1842 годов). Проект также предусматривал перестройку здания келий и расширение территории монастыря в южном направлении за счёт поглощения соседнего участка. Этот проект, по причине плохого финансирования, был воплощён в жизнь лишь частично (удалось расширить территорию монастыря, здание келий было перестроено), однако церковь, предусмотренная проектом, так и не была возведена.
Сохранился чертёж, относящийся к 1835 году. На нём показано, как монастырь выглядел в начале 1830-х, а также то, каким он должен был стать в результате намечавшейся перестройки и расширения:
1837 – 1838 годы. Здание келий перестраивается по проекту 1835 года. К южному фасаду старого здания келий, возведённого в 1740-х годах, был пристроен новый двухэтажный объём, в результате чего план здания стал Г-образным. На первом этаже южного корпуса была устроена тёплая церковь преподобного Антония и Феодосия Печерских (в 1860 году её перенесут на второй этаж корпуса), на втором – жилые помещения (с 1866 года здесь находились покои викария). Перекрытия между этажами плоские. Одновременно по проекту архитектора Симеона Учты был перестроен старый корпус келий - его расширили в западном направлении, в результате чего была изменена внутренняя планировка здания на коридорную с двухсторонним размещением помещений. Перекрытия в новой западной пристройке старого корпуса были плоскими. Перестроенное здание было оштукатурено и накрыто железной крышей, опиравшейся на бревенчатые стропила.
1854 год. На месте деревянной бани возвели восьмигранную каменную баню, увенчанную главкой. До этого момента храм, вероятно, был покрыт гонтом, но в ходе ремонта у храма появилась кровля из листов жести. В церкви был устроен деревянный пол, опирающийся на лаги. Истлевшие остатки этого пола были обнаружены во время раскопок 1990-х. Известно об обновлении иконостаса, у которого во 2-ой половине 19 века было четыре яруса. Возможно, в декоре интерьера происходили и другие изменения.
1859 год. Чтобы улучшить освещение храма были растёсаны небольшие окна старой церкви. Вероятно, была увеличена только высота окон за счёт демонтажа части кладки в их нижней части.
1860-е годы. Тёплую церковь преподобного Антония и Феодосия Печерских перенесли на второй этаж здания келий. В этом же году в восточной части монастырского двора появились два одноэтажных каменных флигеля, которые монахи сдавали в аренду под магазины. В перестроенном виде (два флигеля позднее объединили в один корпус) эти постройки дожили до наших дней (ул. Зарванская, 12).
1864 - 1874 годы. В северно-восточной части старого города строится Новоплановский мост. В связи с этим строительством, земля рядом с Троицким храмом приобрела особую значимость для города, поскольку для нормального функционирования новой транспортной артерии необходимо было реконструировать застройку северо-восточной части города. Властям удалось заключить с монастырём соглашение, в рамках которого часть монастырского кладбища, находящегося к северу от церкви, была передана городу для обустройства Троицкой площади, взамен от города монастырь получил 108 кв. саженей земли на Новом Плане, т.е. за мостом, на территории новой базарной площади (в наши дни – Площадь Возрождения).
9 ноября 1866 года. В Подольской епархии было создано Балтское викарство, в ведении которого находился и Троицкий монастырь, управляемый с этого момента викариями. Резиденция викариев находилась при монастыре.
Не ранее 1895 года. Два флигели, построенные в восточной части монастырского двора, были объединены в один объем (в наши дни это здание на ул. Зарванской, 12).
Конец 19 – начало 20 века. Сохранился ряд фото, на которых можно увидеть церковь как вблизи, так и на панорамных видах города:
1923 год. При советской власти началось переименование площадей, улиц и других топонимов старого города. Так, Троицкая площадь получила название площади Куйбышева, а Троицкая улица стала улицей Раковского, в 1927 году её переименовали в улицу Дзержинского, позднее - в улицу Кирова.
1925 год. Евфимий Сецинский сообщал, что «под церковью есть склепы, где когда-то хоронили важных покойников; теперь эти склепы засыпаны». Сообщал Сецинский и о замурованной двери в северной (?) стене колокольни: «В западной части церкви, которая под колокольней, были когда-то двери на север; теперь они замурованы, но в середине осталась ниша, а во дворе видны каменные ступени».
До 1930-х ещё были целы монастырские ворота, построенные в стилистике барокко, вероятно, в середине 18 века.
1 июня 1932 год. ЦИК УССР принял решение закрыть в Каменце Иоанно-Предтеченскую и Троицкую церкви, а также Казанский собор. Храмы были закрыты и впоследствии разобраны до фундаментов.
1935 год. Троицкая церковь была разобрана до фундаментов, на месте храма образовался пустырь.
?. На церковном пустыре был разбит небольшой сквер, на территории которого была установлена грубая, круглая в плане, бетонная ёмкость фонтана. Её установили над центральной частью руин церкви. К фонтану были подведены два водостока, во время прокладки которых были частично повреждены дожившие до того времени фундаменты церкви. Вероятно, во время проведения этих работ были уничтожены склепы храма. Корпус келий после войны использовался в качестве общежития совхоз-техникума. К 1980-м годам корпус лишится металлической кровли, которую заменили шиферной.
1977 год. Каменец-Подольский получает статус государственного историко-архитектурного заповедника. И хотя, возможно, планировали раскрыть фундаменты разрушенного памятника, о полном восстановлении церкви речь не шла, а практика показала, что даже в раскрытии фундаментов власти не были заинтересованы. Впервые с момента разрушения храма их раскрыли только в 1993 – 1994 годах.
Март 1990 года. Местная газета о территории церкви сообщала следующее: «Сейчас тут пустынный холм, который используется на «Подільських вечорницях» как эстрадная площадка, да ещё зимой тут устанавливают новогоднюю ёлку».
11 сентября 1990 года. Площадь Куйбышева снова переименовали в Троицкую, а улица Кирова получила название Троицкой. Это было символическое начало возрождения храма.
?. Территория монастыря была передана монахам Чина святого Василия Великого, греко-католикам по вероисповеданию, после чего было принято решение возродить храм.
1992 год. Параллельно с историко-библиографическими поисками материалов по истории храма, были заложены четыре разведочных шурфа над его руинами, что позволило уточнить местоположение фундаментов на участке и глубину их залегания. Эти работы были проведены Андреем Задорожнюком, сотрудником научного отдела Каменец-Подольского заповедника.
В дальнейшем исследования и раскопки храма проводились при сотрудничестве Каменец-Подольского заповедника, «Каменец-Подольской Фундации» (США, Канада, Украина), а также института «Укрзахідпроектреставрація» при эпизодическом участии представителей Каменец-Подольского института. Каменец на раскопках представлял Андрей Задорожнюк, США – Адриан Мандзий (руководитель экспедиции), Львов – Влодимир Бевз.
1993 (по другим данным - 1995) год. Василиане возвращаются в Каменец.
1993 – 1994 годы. Были проведены два полевых сезона раскопок, в ходе которых были раскрыты и исследованы фундаменты храма, а также изучен культурный слой на месте раскопа, как внутри храма, так и за его пределами. Раскопки проводились экспедицией «Каменец-Подольской Фундации».
Раскрытие и обмер фундаментов показал, что ранее публиковавшиеся планы церкви не отображали одну важную особенность - оказалось, что в плане черты храма скошены, линии его фундаментов не пересекаются под прямыми углами.
Нижний уровень исследованного культурного слоя состоял из тёмной глины с вкраплениями трипольской керамики, его перекрывали несколько более поздних слоёв из земли и глины.
Следующие по возрасту наслоения относятся к древнерусскому периоду. В этом слое найдены остатки архаического каменного фундамента и фрагменты сруба раннего деревянного храма, существовавшего, предположительно, в 12-13 веках, и погибшего в результате пожара.
В южной части нефа, ниже слоя, датированного началом 17 века (по версии Ольги Пламеницкой - 1-ой половиной 15 века), был обнаружен каменный саркофаг со скелетом трёхлетнего ребёнка.
Ещё один архаический слой был представлен фрагментами керамических плиток с рельефными изображениями. Они были найдены в нескольких местах в пределах нефа храма. Этими плитками некогда был выложен пол храма. Некоторые из плиток, вероятно, украшали стены храма. Влодимир Бевз предварительно датировал плитки 12 – 13 веком и пришёл к выводу, что ими был выложен пол деревянного древнерусского храма. Адриан Мандзий эти же плитки, как и остатки деревянного храма, предварительно датировал 15 – 16 веком. В то же время Ольга Пламеницкая датировала плитки 2-ой половиной 14 века и связала керамический пол не с деревянным, а с ранним каменным храмом периода Кориатовичей. Таким образом, в датировке находок мнения исследователей храма сильно разошлись. Подробный обзор найдённых плиток был приведён выше.
Выше слоя с керамическими плитками, практически на всей площади центральной части храма, был обнаружен искусственно созданный слой глиняной основы для пола храма. Эта глиняная основа была покрыта слоем известково-песочного раствора, поверх которого был выложен пол из кирпичей формата 205х205х35 мм. Аналогичными кирпичами выложен пол трапезной доминиканского монастыря, строительство которой велось во 2-ой четверти 15 века. Вероятно, кирпичный пол, остатки которого были обнаружены во время раскопок Троицкой церкви, относится ещё к 1-ой половине 15 века, его появление можно связать, например, с перестройкой церкви после пожара 1420 года. Но, по мнению Владимира Бевза и Адриана Мандзия, кирпичный пол относится к 1-ой половине 17 века, а его появление связано с перестройкой церкви после пожара 1616 года. Как видим, исследователи на два века расходятся в датировке находок. В верхнем ярусе кирпичного пола было обнаружено множество арабских монет, относящихся к турецкому периоду истории города (1672 - 1679), когда Троицкая церковь была превращена в мечеть. Адриан Мандзий к 17 веку отнёс не только пол, но и постройку каменного храма в целом, что, вероятно, не соответствует действительности.
Поверх кирпичного пола были обнаружены истлевшие остатки деревянного пола, который был устроен в храме в 1854 году.
По версии Адриана Мандзия, самыми интересными находками, обнаруженными во время раскопок, могли оказаться две медные погребальные иконки. На одной иконке образ не сохранился, на другой чётко видно Деву Марию с младенцем Иисусом на руках.
Раскопки показали, что во время прокладки к фонтану двух водопроводов фундаменты храма не получили значительных повреждений. Архитектурно-строительные исследования фундаментов показали, что они подходят для строительства новой церкви.
1994 год. Специалисты института «Укрзахідпроектреставрація» выполнили архитектурно-археологические обмеры сохранившихся фундаментов и раскрытий. Параллельно специалисты экспедиции проводили подробную археологическую фиксацию находок.
?. Владимир Бевз выступил в качестве автора проекта нового храма. Хотя эти работы позиционировали как реставрацию, на самом деле проект не предусматривал восстановление храма в тех чертах, которыми он обладал веками. Проект предусматривал возведение новодела, созданного «по мотивам» образа старой церкви. Так, например, не была восстановлена колокольня церкви, которая возвышалась над храмом в 17 веке и была разрушена в 1672 году, затем снова возведена в середине 18 века, после чего простояла вплоть до разрушения храма в 1935 году. В то же время, была восстановлена деревянная баня над нефом, которая у храма появилась только в начале 19 века. В итоге восстановленная церковь не была похожа, ни на подольский оборонный храм 16 - 17 веков, ни на храм образца 2-ой половины 18 – 19 веков. Проект ограды храма к реставрации вообще никакого отношения не имел. Проект также предусматривал строительство надвратной колокольни, но её в итоге так и не возвели. В ходе строительства были внесены и другие изменения в первоначальный проект, например, отказались от сооружения башенки в северо-западном углу храма, которой у церкви никогда и не было.
3 марта 1995 года. Началось восстановление храма. Работы по возведению церкви и облагораживанию окружающей территории продолжались в течение 15 лет.
23 сентября 1996 года. Предстоятель Украинской греко-католической церкви Любомир Гузар благословил возрождение монастыря. В этом же году монастырь начинает действовать.
27 июля 1998 года. Благословляется основание резиденции при монастыре.
2005 – 2010 годы. При настоятеле Иосифе Будае ведутся наиболее интенсивные строительные работы.
?. Городские власти выделили 100 000 грн. на медную кровлю, а также предоставили брусчатку для благоустройства территории. За счёт городского бюджета была организована специальная ночная подсветка храма.
2008 год. В северо-восточном участке ограды, с наружной стороны, выходившей на площадь, была устроена часовенка, украшенная мозаикой с изображением Девы Марии, а также архангелов Гавриила и Михаила. Мозаика была создана львовскими мастерами Тарасом Гавришем и Василием Змиевцем. В этом же году часовенку освятили.
?. По первоначальному замыслу предполагалось в интерьере храм побелить, а купол покрыть росписями. К сожалению, «мастера», которым поручили расписать купол, не умели работать с природными красителями, по причине чего росписи вскоре покрылись пятнами. В итоге было решено повторно расписать купол, а также покрыть росписями все остальные стены храма, что и было сделано.
10 июля 2010. Храм освятил Кир Василий Семенюк, епископ Тернопольско-Зборовский. За подвижничество, бескорыстие и огромный вклад в возрождение исторического наследия мэр города Анатолий Нестерук вручил настоятелю церкви Иосифу Будаю медаль «За заслуги перед обществом». Кир Василий Семенюк отметил заслуги Иосифа Будая благодарственной грамотой за организацию восстановления монастырской церкви. Автору проекта храма, Владимиру Бевзу, была вручена почётная грамота. По случаю торжества своё благословение мэру города и пастве передал папа римский Бенедикт XVI.
17 августа 2010 года. Декретом Кира Василия Семенюка храм становится приходским.
Наши дни. Монастырь находится на территории квартала, ограниченного Троицкой площадью (с севера), линиями Троицкой и Зарванской улиц (с востока и запада соответственно) и жилой застройкой (с юга). Церковь, которую можно увидеть в наши дни – это современная постройка (новодел), возведённая в 1995 – 2010 годах по проекту львовского архитектора-реставратора Владимира Бевза без учёта всех архитектурных особенностей раннее существовавшего на этом месте храма, уничтоженного в 1935 году. С точки зрения реставрации (восстановления строения в прежних чертах) проект нельзя назвать удачным. Церковь, дожившая до 1935 года, вне всякого сомнения, была достойна звания памятника архитектуры национального значения. К сожалению, храм был разрушен прежде, чем его удалось изучить. От старой церкви сохранились лишь фундаменты, которые в наши дни находятся в основании новодела.
Вид на Троицкую площадь и западный фасад Троицкой церкви. Автор фото: Filin (август 2012)
Адрес: Хмельницкая обл., 32300, г. Каменец-Подольский, ул. Зарванская, 10
Тел.: (03849) 2-32-42
Храмовый праздник: День Св. Троицы (50-й день после Пасхи).
Форум:
- Троицкая церковь (исследования, раскопки, реставрация)
Источники:
- «Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі», Ольга Пламеницька, Кам'янець-Подільський, 2005 (39-42, 76-82, 183-184, 228-229, 233-236, 314-316)
- «Castrum Camenecensis. Фортеця Кам'янець», Кам'янець-Подільський, 2012 (191, 195-199)
- «Город Каменец-Подольский. Историческое описание», Евфимий Сецинский, Киев, 1895 (134-140)
- «Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии. Каменецкий уезд», Евфимий Сецинский, 1895 (28-31)
- «Муровані церкви на Поділлю», Євтим Сіцинський, Львів - Кам'янець-Подільський, 1925 (2-5)
- Вісник №3 інституту «Укрзахідпроектреставрація», Львів, 1995:
- Стаття «Попередні результати досліджень церкви Св. Трійці в місті Кам'янці на Поділлі», Володимир Бевз (34-39)
- Вісник №5 інституту «Укрзахідпроектреставрація», Львів, 1996:
- Стаття «Церква Св. Трійці в Кам'янці на Поділлі», Галина Бевз, Володимир Бевз (126-127)
- Брошура «Піднімаємо з руїн. Церква Св. Трійці в Кам'янці на Поділлі», Володимир Бевз, Галина Бевз, Львів, 1996
- «Сліди в минуле. Археологічні розкопки в середньовічному місті Кам'янця-Подільського», Адріян О. Мандзій, Кам'янець-Подільський, 1999
- «Місто Кам'янець-Подільський в 30-х роках XV-XVII столітті», Микола Петров, Кам'янець-Подільський, 2012 (81-82, 84, 92, 168, 182)
- «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», Том 4, Киев, 1986 (91)
- «Вулицями Кам'янця-Подільського», Олег Будзей, Львів, 2005 (64-70)
- Туристичний путівник «Кам'янець-Подільський», Львів, 2007 (196-197)
- «Памятная книжка Подольской губернии за 1859 год», Каменец-Подольский, 1859 (15-16)
- Газета «Прапор Жовтня», 28 березня:
- Стаття «Троїцька церква», Андрій Задорожнюк
- «Памятники старины в Подолии», В. Гульдман, Каменец-Подольский, 1901 (361-366)
- Стаття «Кам'янецька Свято-Троїцька церква і отці-василіяни», Євген Франскевич
Благодарим Ольгу Пламеницкую за консультации и помощь материалами.