Тип сооружения: оборонная церковь
Также известна как:
- Петропавловская церковь (рус.), Петропавлівська церква (укр.)
- Церква Св. апостолів Петра і Павла (укр.)
Первый этап строительства: 15 или 1-ая половина 16 века (?)
Последний этап строительства: конец 19 века (?)
Историческое исповедание: православие, с 1699 по 1795 – униатство (греко-католичество)
Современная принадлежность: Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП)
Церковь находится в северо-западной части города Каменец-Подольский, в начале Татарской улицы, неподалёку от башни Стефана Батория и северных городских ворот. Первые достоверные письменные упоминания Каменца относятся ко 2-ой половине 14 века. Однако археологические раскопки отодвигают историю города ещё дальше в глубину веков и свидетельствуют, что ещё в 12-13 веках на территории старого города уже существовало древнерусский град, который, видимо, был уничтожен во время похода Батыя в 1241 году. Позднее город возродился и перешёл под контроль литовских князей Кориатовичей, с которыми связана легенда об основании (точнее – о повторном основании) города. В 1394 году началась так называемая «сорокалетняя война» между Литвой и Польшей за Подолье. Эта война завершилась в 1434 году победой Польши, по её результатам Подолье вместе с Каменцем надолго перешло под контроль Польского Королевства.
Как и в случае со многими другими храмами Каменца, точно неизвестно, когда и при каких обстоятельствах была построена Петропавловская церковь. В церковных документах (клировых ведомостях) 19 века значилось: «Построена когда, кем и чьими стараниями неизвестно», а первые письменные упоминания храма относятся к концу 16 века.
Конец 14 века. Отдельные исследователи допускали, что церковь могли построить ещё в период правления Кориатовичей. Так, например, знаменитый исследователь истории и архитектуры Подолья Евфимий Сецинский допускал, что в сохранившемся упоминании о строительстве Кориатовичами костёла Петра и Павла на самом деле речь могла идти не о костёле, а о церкви Петра и Павла: «Не был ли тот Петропавловский храм не костёлом, а именно православной церковью, трёхконховый тип которой идентичный рассмотренным выше Предтеченской и Троицкой церкви, а архаический вид свидетельствует об очень давнем времени строительства». Архитектор и реставратор Ольга Пламеницкая, считающая, что Предтеченская и Троицкая церкви могли быть построены в конце 14 – начале 15 веков, сомневалась, что в этот период могла появиться и Петропавловская церковь, которая и по своему градостроительному положению и по архитектурным деталям отличается от двух упомянутых храмов-близнецов.
В Каменце-Подольском было как минимум три церкви, построенные по трёхконховой (трёхлепестковой) схеме – Иоанно-Предтеченская, Троицкая и Петропавловская. Но если два последних упомянутых храма были и в пропорциях и в деталях похожи, то Петропавловская имела меньший размер и немного иначе была скомпонована. Это, вероятно, означало, что она не была построена одновременно с Троицким и Предтеченским храмом. Вероятно, храм был построен в меньшем масштабе, чем более ранние церкви Каменца, поскольку возводили его в период, когда католики уже основательно потеснили православных, потому последним уже было не под силу построить большую и представительную церковь. При этом, следуя древней традиции, храм построили в чертах и пропорциях более старых трёхконховых церквей.
Трёхконховый тип храма, появившийся в Молдавии в конце 14 века, прижился и на Подолье, но при этом подольские зодчие «молдавскую схему» модернизировали за счёт усиления обороноспособности храмов, которые снабжали боевыми башнями-колокольнями и другими фортификационными деталями. По этой причине подольские трёхконхи часто называют миниатюрными крепостями.
15 век. Ряд исследователей, основываясь на анализе архитектурных черт храма и его места в городской застройке, склоняются к выводу, что церковь могла быть построена в 15 или в начале 16 века. Например, знаменитый специалист по архитектуре и искусствовед Григорий Логвин датировал постройку храма 15 веком, отмечая, что церкви такого типа на землях Подолья, Галичины и Буковины чаще всего возводили в 15-16 веках. К 15 – началу 16 века постройку храма относит и Ольга Пламеницкая. Иногда церковь датируют концом 15 – началом 16 века. Так или иначе, историки и исследователи сходятся во мнении, что на момент первого письменного упоминания (1580 или 1591 год) церковь могла существовать уже минимум несколько десятилетий.
16 век. Ольга Пламеницкая к этому периоду относит появление у церкви каменной ограды, уцелевшей до наших дней. По её гипотезе изначально церковь, расположенная в глубине городского квартала, могла не иметь ограды, а её появление можно связать с формированием нынешней Татарской улицы, протянувшейся рядом с западной границей церковной территории. Интересно, что в ограде есть вкрапления белокаменных блоков, которые, как считается, ранее были частью какого-то другого строения, а позднее были повторно использованы, когда огораживали церковь. В частности, к таким деталям повторного использования относят белокаменный портал ворот церковной ограды, перемычка которого, характерная для 15 века, была вытесана из двух массивных блоков камня-известняка.
1580 год. Самая ранняя и самая спорная дата в истории церкви. Она была зафиксирована в клировых ведомостях 19 века, где сказано, что в 1834 году, когда церковь расширяли с запада и пристраивали к ней новую колокольню, на дверном косяке была найдена надпись с датой «1580». Ряд исследователей склоняются к мнению, что эта дата могла быть датой постройки храма, другие считают, что это могла быть не дата постройки, а дата перестройки церкви. К сожалению, детально исследовать надпись не удалось, поскольку она была утрачена и уже к концу 19 века успела превратиться в легенду. Так Евфимий Сецинский более века назад отмечал, что «… эту надпись не сохранили…» и «… эта, ныне не существующая, надпись не была списана тогда и вообще о ней не имеется никаких известий, почему дата постройки церкви не имеет характера документальности». По мнению Ольги Пламеницкой «дата «1580» могла появиться у уже существующей церкви во время трансформации ул. Татарской, изменения территории церковного участка и строительства вокруг участка ограды с воротами».
1591 год. Первое достоверное письменное упоминание церкви. В этом году каменецкий мещанин Иван Селецкий подарил церкви дом.
1593 год. Московский дьяк Трифон Коробейников, совершив паломничество в Константинополь и Палестину, на обратном пути в Москву заезжает в Каменец. Здесь он посетил все существовавшие на тот момент православные церкви, где раздавал милостыню. В «Отчёте Московскому правительству», описывающем, на что и где были потрачены государевы деньги, Коробейников упоминает, что дал «к церкви святых апостолов Петра и Павла попу Андрею золотой».
?. Улица, которая тянулась от Троицкой площади и Троицкой церкви, к Татарской улице, на которую выходил фасад церкви Петра и Павла, получила название Петропавловской.
Начало 17 века. К этому времени были сформированы все основные черты храма. Исследователи часто отмечали простоту и лаконичность форм старинной каменной церкви, её небольшие размеры, а также приземистый, суровый и архаичный образ, в котором угадывались черты оборонного сооружения. Церковь, вероятно, не играла значительной роли в обеспечении защиты города, а её укрепления, как можно предположить, были предназначены для самозащиты на случай проникновения противника за линию городских укреплений.
Церковь имела традиционную ориентацию по сторонам света, вытянувшись своим объёмом по оси восток-запад. Строение состояло из колокольни, расположенной с запада, нефа, апсиды, ориентированной на восток, и двух боковых экседр (конх), примыкавших к храму с севера и юга. В плане церковь имела вид креста, лучи которого формировали неф с колокольней, полукруглая апсида, а также две полукруглые боковые экседры. Аспида и экседры образовывали в плане форму «трилистника», а поскольку апсиду и экседры часто именовали собирательным термином «конхи», то тип такого храма известен как «трёхконховый». В стенах апсиды и экседр были прорезаны три небольших окна, расположенных высоко над землёй. Стены храма подпирают 6 контрфорсов, 2 из них пристроены к стенам нефа ближе к колокольне, а 4 пристроены накрест по диагоналям по бокам экседр. Прямоугольный в плане неф перекрыт полуциркульным сводом с распалубками, вершины которых сходятся в шелыгах, а боковые экседры и апсиду перекрывают чертвертьсферические конхи. Кровля храма первоначально была выполнена из гонта.
Вероятно, над нефом, экседрами и апсидой когда-то находился ещё один невысокий боевой ярус, полностью утраченный в наши дни. На его существование, в частности, намекает расположение свода, который устроен очень низко, прямо над окнами, создавая ощущение, будто что-то не сверху ограничивало рост высоты внутреннего пространства храма.
С запада к нефу примыкала колокольня, но, к сожалению, до нашего времени она не сохранилась, потому сложно в деталях описать её черты. Можно предположить, опираясь на архитектуру похожих храмов, что четырёхугольная в плане колокольня была трёхярусной, увенчанной гонтовой шатровой кровлей с заломом. Перекрытия между первым и вторым ярусом могло быть каменным, а между вторым и третьим – деревянным. Первый ярус использовался как притвор, здесь (с западной стороны) был устроен вход в храм. Первый и второй ярус колокольни сообщались посредством каменной лестницы, которая, как считает Ольга Пламеницкая, могла быть винтовой и располагаться в юго-западном углу колокольни. Поскольку колокольня использовалась ещё и в качестве боевой башни, то её второй и третий ярус могли быть приспособлены к обороне, их стены, вероятно, прорезали бойницы, а второй ярус башни мог быть совмещён с боевым ярусом, который мог быть устроен над нефом храма. Третий ярус, помимо оборонных функций, использовался ещё и в качестве дозорного пункта, здесь же размещались колокола.
Длина храма – 20 метров (16,5 метров, если без учёта длины пристроенной в 1834 году колокольни). Ширина нефа: по внешнему контуру – около 7 метров, по внутреннему контуру – около 5 метров. Ширина по внешнему контуру боковых экседр – 10,5 метров. Ширина апсиды и притвора по внутреннему контуру – около 4 метров. Толщина стен – 1,1 - 1,2 метров. Высота нефа до шелыги свода – 6,75 метра.
Григорий Логвин отмечал, что «Отсутствие каких бы то ни было архитектурных деталей и декора мастер компенсировал расчленение масс церкви, объединением призматических объёмов с цилиндрическими, что создаёт живописную светотеневую игру, смягчает аскетичность форм здания».
С внешней простотой храма резко контрастировало его красочное и богатое внутреннее убранство. Помимо иконостаса (не сохранился) храм украшали росписи, которые когда-то покрывали все стены церкви. В результате обследования стен храма, проведённых в 1970-х – 1980-х годах, были обнаружены фрагменты двух периодов создания настенной живописи, ранний из которых был датирован 16 веком, поздний – 18-19 веками. Росписи были скрыты под толстым слоем штукатурки, шпаклёвки и побелки. Их обнаружили, когда делали зондажи стен. К сожалению, реставраторам удалось открыть всего несколько относительно неплохо сохранившихся участков изображений.
После того, как ранние изображения датировали 16 веком, находка приобрела совершенно особую значимость, поскольку эти росписи были уникальными в своём роде. Изображения 16 века, связанные с ранним периодом истории церкви, давали возможность изучить пример работ малоисследованной подольской средневековой школы живописи. Доктор искусствоведения Григорий Логвин отметил следующее: «в истории украинской монументальной живописи именно период XVI века не представлен ни одним достоверным памятником. Потому кажется очень важным срочно принять меры по консервации того, что сейчас открылось само по себе, а также поставить цель исследовать состояние живописи во всём памятнике и разработать меры по раскрытию уцелевшей живописи из-под более поздних наслоений». Как отмечали искусствоведы, в деталях росписей церкви отразился тот этап развития живописи, когда художники переходили от языка образа к принципам реализма, но при этом придерживались традиционных приёмов росписей.
Хотя в литературе настенную живопись Петропавловской церкви зачастую называют фресками, на самом деле изображения были выполнены в технике «а секко». Если фрески создавались на сырой штукатурке, то техника а секко подразумевала использование сухой штукатурки, на которой рисовали красками, разведёнными на известковом молоке.
Перечень мест расположения и краткое описание фрагментов росписей:
- Западная арка центральной части церкви. Изображение каменных построек средневекового города, возможно, художник изобразил Каменец. Особенно интересно изображение четырёхъярусной башни-колокольни с высоким порталом в первом ярусе и ярусами, расчленёнными карнизами.
- Арка перед алтарём. Частично сохранившееся изображение рушника, который свисал по бокам от арки и поддерживался ангелами.
- Верхняя часть северной стены. Сюжеты на тему апокалипсиса. «Откровение святого Иоанна Богослова», «… и видел я второго Ангела…», «И видел я другого Ангела сильного, сходящего с неба, облеченного облаком…». Под этими картинами изображение на тему строительства городом Енохом, в частности, показаны два строителя, возводящих барабан каменного храма.
- Северная конха. Композиция без атрибуции – двое мужчин на фоне горной местности. Слева от окна – Христос в окружении ангелов с трубами. Под окном - сооружение в строительных лесах.
- Южная конха. Под окном изображение «Жизнь святого Стефана». Слева от окна – частично сохранившиеся изображения людей, побивающих Стефана камнями. На своде конхи – изображение святого, вероятно, евангелиста Иоанна. Над окном плохо сохранившийся армянский текст, в котором просят Всевышнего, чтобы он простил грехи тем, кто не ведает, что творит. Интересно, что в нижнем ярусе колокольни армянской церкви Св. Николая, где когда-то была часовня Св. Стефана (Степаноса), также были обнаружены росписи, которые некоторыми деталями были похожими на росписи в церкви Петра и Павла, что, вероятно, говорит о существовании школы армянских мастеров-живописцев, которые расписывали не только храмы армянской общины.
- Южная стена. Сцены «Страшного суда».
- Ниши окон. Растительный орнамент.
1672 год. В начале Польско-турецкой войны (1672 - 1676) Каменец-Подольский был взят в осаду крупными объёдинёнными силами турок, татар и казаков. Спустя несколько недель осады Каменец пал и турки стали новыми хозяевами города. В Каменце турки задержались на 27 лет, до 1699 года, когда по условиям Карловицкого мирного договора Каменец вновь отошёл к Речи Посполитой. За годы турецкой оккупации город пришёл в упадок, был сильно разрушен и потерял большую часть своего населения.
С начала оккупации до нас дошёл ценный план Каменца авторства Киприана Томашевича, изданный в Кракове. На этом плане показан город, где уже принялись хозяйничать турки, превратившие самые значительные храмы Каменца в мечети. Полякам, русинам и армянам оставили менее значимые культовые сооружения. Так первоначально католикам для богослужений выделили костёл святой Екатерины (ныне не существует), но потом их и оттуда выгнали (в костёле устроили конюшни), взамен предоставив для богослужений Петропавловскую церковь. Такое решение турок возмутило русинов, причём делегация православных просила, что лучше бы султан держал в церкви псов, чем отдал её католикам.
На плане Томашевича Петропавловская церковь показана со стороны западного фасада, внутри городского квартала. На плане церковь обозначена буквой «R». Подпись к плану сообщала, что это «Церковь Св. Петра и Павла, прежде русинская, а ныне отданная католикам для отправления их богослужений» («Ecclesia SS. Petri et Pauli ante Ruthenorum, nunc Catholicis pro exercenda devotione concessa»). Рисунок церкви на плане выполнен схематично, тем не менее, он показывает, как церковь тогда вписывалась в окружающую застройку и даже даёт нам некоторое представление о её внешнем облике. Так, например, чётко видно, что к нефу примыкает высокая колокольня, увенчанная шатровой кровлей с заломом, похожая на кровлю оборонной башни. Вероятно, к башне был пристроен небольшой притвор, который, по мнению Ольги Пламеницкой, различим на плане Томашевича. Возможно, во время осады 1672 года или в период турецкой оккупации западная часть храма вместе с колокольней была разрушена или сильно повреждена, потому церковь позднее лишилась аутентичной колокольни, вместо которой в 1834 году была возведена новая. Можно предположить, что во время оккупации пострадал и интерьер храма.
1699 год. Турки оставляют Каменец, который вновь оказывается в руках поляков. В этом же году Сейм вынес постановление – православным, как и евреям, запрещалось селиться на территории города. После этого опустевшие православные храмы были опечатаны, а некоторые из них были переданы униатам (греко-католикам). В числе храмов, перешедших под власть униатов, оказалась и церковь Петра и Павла. Новые владельцы принялись менять внутренний облик храма, в результате чего, вероятно, пострадали уцелевшие на тот момент росписи. Кроме того в церкви появились черты католического храма, а именно в дополнение к главному алтарю святых Петра и Павла в церкви появились два малых алтаря в эксердрах (конхах), один в честь святого Николая, второй в честь святой Варвары. Церковь принадлежала униатам без малого век, до 1795 года.
18 век. Период угасания православной архитектуры Каменца.
1736 год. Епископ Афанасий Шептицкий утвердил старшее Петропавловское братство при церкви.
1737 год. При церкви было утверждено женское братство имени святой Варвары.
1754 год. При церкви утвердилось третье, младшее, братство имени святого Иоанна Крестителя. Итого, к середине 18 века при церкви существовало три братства – два мужских и одно женское.
1758 год. В описании храма значилось, что церковная колокольня в то время была устроена над воротами внешней ограды, однако по причине недостатка средств стояла без крыши. Как уже упоминалось выше, аутентичная башня-колокольня над притвором к 1-ой половине 18 века была утрачена.
Май 1793 года. После раздела Речи Посполитой (1772), Каменец был присоединён к России, униаты под давлением новых властей были вынуждены возвращать храмы православным.
1795 год. Церковь Петра и Павла вновь становится православной, после чего, очевидно, её интерьер в очередной раз меняется – на этот раз православные стирают следы католического прошлого храма.
1834 год. Началась значительная перестройка и ремонт храма. В этом году к западному фасаду церкви пристроили новую колокольню в стиле ампир. По мнению Ольги Пламеницкой, новую колокольню могли построить на фундаментах старой. В толще стены колокольни была устроена винтовая лестница, архаический характер которой намекает, что во время возведения колокольни в 1834 году строители могли воспроизвести черты старой лестницы, возможно, используя её сохранившиеся остатки. Именно во время этой перестройки, как было указано выше, обнаружили надпись с датой «1580», о чём речь шла выше.
Новая колокольня состояла из трёх ярусов, венчала её кровля в виде шлема со шпилем. В нижнем ярусе с западной стороны находился вход, устроенный в глубокой нише. Ниша и дверной проём были декорированы по бокам двумя декоративными колоннами. В юго-западном углу колокольни была построена винтовая лестница, ведущая на второй ярус. Вход в шахту лестницы был устроен снаружи колокольни. Западную стену второго яруса прорезало единственное массивное полукруглое окно (витраж), вмонтированное в нишу декорированного люнета. Полукруглые очертания люнетта композиционно дополняли прямоугольную нишу входа, создавая общий образ массивного портала. Ещё одно окно прорезает южную стену второго яруса, оно смещено относительно центральной оси колокольни. Второй ярус совмещён с хорами. На третьем ярусе была устроена колокольня. Три стены (северная, южная и западная) этого яруса прорезали большие прямоугольные окна, каждое из которых было декорировано парой колонн. Объём все колокольни был декорирован множеством деталей – пилястров, карнизов, ниш и т.п. В интерьере первый и второй ярус башни объединены в один объём, перекрытие между ними, которое служит хорами, закрывает только половину пространства между ярусами. Объём колокольни от нефа отделён двумя пристенными пилонами, на которые опирается арка.
Также в стиле ампир были перестроены ворота внешней церковной ограды.
В целом, проведённая перестройка «омолодила» храм, поскольку его архаические черты ушли в тень в сравнении с обновлённым образом главного западного фасада, выходившего на улицу.
1876 год. В церкви установили четырёхъярусный иконостас (не сохранился).
1885 год. У церкви было 603 прихожанина (283 мужчин и 320 женщин). Церкви принадлежало 35 десятин земли.
1889 год. Очередной этап перестроек храма. В этом году, во-первых, над кровлей нефа возвели массивную деревянную глухую баню (главку), а, во-вторых, к колокольне храма с севера пристроили ризницу (помещение для хранения богослужебного облачения и церковной утвари).
1894 год. На деньги, выделенные Священным Синодом, проводят значительный наружный ремонт церкви.
Конец 19 века. К этому времени церковь уже давно перестала восприниматься, как архитектурная доминанта северо-западного района города. Так, например, Евфимий Сецинский пишет, что церковь «по размерам весьма мала, так что едва приметна среди окружающих её одноэтажных домов». При этом отдельные историки того времени отмечали, что внешний вид церкви снаружи «отличается простотой, граничащей с убожеством», а внутри было «темно и мрачно». После таких описаний не остаётся сомнений в том, что к концу 19 века церковь не воспринималась, как значительный православный храм или как интересный памятник истории и архитектуры.
Конец 19 – начало 20 века. На самых ранних фотографиях церковь зачастую видна только на панорамных видах города, где она едва различима и не выделяется, как большинство других храмов. Фотографии церкви крупным планом делались, вероятно, очень редко.
1930-е годы. Церковь закрыта, а её собственность была передана государству. В 1932 году была уничтожена церковь Иоанна Предтечи, а в 1935 году – Троицкая церковь, после чего Петропавловская церковь осталась единственным трёхконховым храмом, которому удалось уцелеть во время «чистки». Церковь Пера и Павла не разрушили, возможно, потому что она была совсем неприметной, может потому, что не играла особой роли в жизни православной общины или потому что её приспособили для производственных нужд.
?. С церкви демонтировали баню (главку), установленную над кровлей нефа в 1889 году.
?. Церковь использовали в качестве склада табачной фабрики.
1960-е годы. Начало исследования и, возможно, первые попытки реставрировать храм.
1970-е годы. Начало значительных исследовательских, ремонтных и реставрационных работ. Во время расчистки основания храма было установлено, что с момента строительства уровень поверхности вокруг церкви вырос на 80 см, в результате чего практически весь её цоколь с течением веков оказался под землёй. В 1970-х, реставрировали кровлю храма, которую накрыли гонтом, а кровлю колокольни перекрыли оцинкованными листами жести. В 1970-м году, во время исследования церкви, архитектор и реставратор Евгения Пламеницкая раскрыла портал арки ворот церковной ограды, а в 1971 году по её же проекту ворота и ограду отреставрировали. В рамках этой реставрации внешнюю ограду храма накрыли двускатной гонтовой кровлей.
Конец 1970-х годов. В интерьере церкви были выявлены уникальные старинные фрески (о них речь шла выше), датируемые 16-м веком.
1980-е годы. В Каменце был создан Государственный Историко-Архитектурный Заповедник, сотрудники которого, стараясь вернуть церковь к жизни, планировали использовать помещение храма для размещения части коллекции заповедника. На базе церкви планировали создать музей, церковь начали ремонтировать и реставрировать.
1984 год. Художник-реставратор Киевской специальной научно-реставрационной мастерской А.Й. Марампольский во время расчистки внутренней поверхности стен храма открыл новые фрагменты старинных фресок.
1986 год. Сотрудники Киевской специальной научно-реставрационной мастерской планировали провести работы по восстановлению уцелевших фресок. Параллельно разрабатывался проект реставрации интерьера церкви, которую планировали приспособить для «культурно-просветительских целей». Предполагалось, что такой шаг даст возможность сохранить настенную живопись 16 века, открыв её для осмотра всем желающим.
1987 год. Начало очередного этапа ремонтно-реставрационных работ в церкви. Основой для проведения работ послужила проектно-сметная документация, изготовленная Львовским филиалом института «Укрпроектреставрація». Исполнитель работ – Каменец-Подольская межобластная реставрационная мастерская.
Сентябрь 1988 года. К этому времени в завершающей стадии находились работы по реставрации фасадов, кровля храма была отремонтирована. Кроме того, продолжалась консервация фрагментов фресок, обнаруженных во время исследования церкви. В процессе консервации фрагменты фресковой живописи закрепляли специальным раствором синтетических материалов. В местах, где штукатурка отслаивалась, её закрепляли, используя инъекции раствора полихлорвиниловой смолы. Чтобы избежать дальнейшего разрушения фресок, их покрывали раствором специальной смолы. Суммарно реставрация церкви обошлась в 100 000 рублей. В дальнейшем планировали продолжать реставрацию фресок, а также реконструировать утраченные детали.
Май 1990 год. Была создана группа основателей парафии церкви, от лица которой в горисполком были поданы документы на регистрацию группы, а также заявление на передачу прихожанам храма. Глава горисполкома заверил руководителя группы, что после её регистрации церковь будет передана прихожанам. Областное духовенство Украинской Автокефальной Церкви (УАПЦ) сразу же прислало в Каменец двух священников, которые должны были возглавить новую парафию. Первое богослужение было проведено в августе 1990 года. Судя по всему, в храме на тот момент продолжалась реставрация интерьера, поскольку упоминалось, что внутри церкви всё было заполнено строительными лесами и по этой причине богослужение было проведено во дворе Петропавловской церкви.
Январь 1991 года. Горсовет народных депутатов официально принял решение передать церковь УАПЦ. В апреле храм посетил глава УАПЦ, патриарх Мстислав, причём его приезд сопровождался скандалом, поскольку группа пикетчиков из числа противников УАПЦ, заблокировали вход в храм, однако в итоге сторонники УАПЦ оттеснили пикетчиков и патриарх Мстислав провёл богослужение.
?. Церковь перешла от УАПЦ к Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата (УРЦ КП).
?. В восточном направлении была расширена ризница, которая своим вытянувшимся объёмом частично поглотила старый контрфорс.
?. Гонт, которым накрыли церковь во время реставрации, сняли, а вместо него кровлю нефа, апсиды и экседр покрыли листами жести.
21 июля 1998 года. Во время визита в Каменец в церкви провёл богослужение Филарет, предстоятель УПЦ КП.
Наши дни. Храм относится к малочисленной группе сохранившихся архаических трёхконховых церквей, кроме того, это единственный уцелевший храм такого типа в Каменце. Помимо церкви уцелела также архаическая ограда храма. Церковь, прошедшая через множество ремонтов, значительных перестроек и реставраций, относительно неплохо сохранилась. Из значительных потерь стоит отметить утрату аутентичной оборонной башни-колокольни (её заменили новой колокольней в 1-ой половине 18 века), утрату вероятно существовавшего боевого яруса над нефом, а также утрату интерьерного декора храма. Кроме того, труд реставраторов 1970-х – 1980-х годов к нашему времени частично свели на нет, в результате чего ряд аутентичных черт храм растерял. Нынешние хозяева церкви не брезгуют использовать современные окна и делают другие неуместные с точки зрения реставрации шаги, чтобы подстроить храм под свои нужды.
Общий вид на церковь Петра и Павла с северо-востока. Автор фото: Filin (сентябрь 2012)
Форум:
- Церковь святых Петра и Павла
Источники:
- «Сакральна архітектура Кам'янця на Поділлі», Ольга Пламеницька, Кам'янець-Подільський, 2005 (168-175, 238-239, 330)
- «Город Каменец-Подольский. Историческое описание», Евфимий Сецинский, Киев, 1895 (153-154)
- «Исторические сведения о приходах и церквах Подольской епархии. Каменецкий уезд», Евфимий Сецинский, 1895 (51-52)
- «Муровані церкви на Поділлю», Євтим Сіцинський, Львів - Кам'янець-Подільський, 1925 (6-7)
- «Вулицями Кам'янця-Подільського», Олег Будзей, Львів, 2005 (109-110)
- Справочник-путеводитель «Памятники искусства Советского Союза: Украина и Молдавия», Г.Н. Логвин, Москва, 1982 (368)
- «Памятники старины в Подолии», Виктор Гульдман, Каменец-Подольский, 1901 (354-355)
- Газета «Радянське Поділля», 24 серпня 1985:
- Стаття «Виявлено древні фрески», Г. Дроздовська.
- Газета «Прапор Жовтня», 1 жовтня 1988:
- Стаття «Про що розповіли фрески», Г. Новикова, А. Марампольський.
- Газета «Кам'янець-Подільський Вісник», 13 грудня 2002:
- Стаття «Петропавлівська церква – архітектурна пам'ятка XVI століття», Іван Кирилюк.
- «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», Том 4, Киев, 1986 (171-172)
- Путівник «Кам’янець-Подільский державний історико-архітектурний заповідник», І. Винокур, Г. Хотюн, Львів, 1986 (103-107)
- Туристичний путівник «Кам'янець-Подільський», Львів, 2007 (185-186)
- «Статистическия сведения о церквах и причтах Подольской епархии», Каменец-Подольский, 1885 (1)