Тип сооружения: оборонный костёл
Также известен как:
- Елизаветинский костёл в городе Хуст (рус.), Єлизаветинський костел (укр.)
- Церковь Святой Елизаветы (рус.)
- Huszt református templom Szent Erzsébet (венг.)
Первый этап строительства: конец 13 – начало 14 века
Последний этап строительства: 20 век (?)
Историческое исповедание: римско-католическое
Современная принадлежность: реформаторство
Храм был возведён в центре старинного городка Хуст, формирование которого началось в 13 веке. Хуст развивался в долине у западного склона одинокой горы, на вершине которой веками строились укрепления могучего Хустского замка. Выгодное стратегическое расположение обеспечивали Хусту не только процветание, но и множество проблем: ведь за право обладать этим населённым пунктом постоянно вели борьбу отдельные феодалы, а иногда и отдельные государства.
Военные действия неоднократно велись в районе Хуста, и жители городка посчитали, что помимо надёжного убежища в замке необходимо развивать оборону и у подножия замковой горы. Лучше всего для оборонных целей подходили массивные и добротные каменные здания, а поскольку в начале истории большинства городков такими зданиями были, в основном, храмы, то их активно приспосабливали под нужды обороны. Таким образом, храмы превращали в небольшие городские крепости, которые использовались в качестве мини-цитаделей. Костёл в Хусте был превращён в одну из таких крепостей в результате ряда перестроек.
Конец 13 – начало 14 века. Отдельные исследователи считают, что костёл мог быть построен уже в этот период. Оправившись от нашествия кочевников Батыя, короли Венгрии начали активно осваивать земли Закарпатья. Возможно именно в этот период, когда на горе велось строительство замка, в долине был построен первый костёл, ставший одним из центров зарождающегося городка. О том, как выглядел костёл в этот период, точных сведений нет. Возможно, первый храм был деревянным.
1-ая половина 15 века. В этот период в общих чертах сформировалось то строение костёла, которое можно увидеть в наши дни. Основным строительным материалом для его постройки служил камень. В чертах всего сооружения прослеживается влияние готики.
Храм однонефный, прямоугольный в плане. В южной стене нефа пробиты два стрельчатых окна и стрельчатая арка входа. С востока к нефу примыкает пятигранная апсида, укреплённая контрфорсами. Стены апсиды пронизывали готические стрельчатые окна. Апсида более узкая, чем неф и ниже нефа по высоте. В интерьере неф отделён от апсиды высокой стрельчатой аркой. Неф перекрыт крестовыми готическими сводами с нервюрами, при перекрытии апсиды также была использована техника свода на нервюрах. Интерьер храма был украшен фресками. С запада к нефу примыкает высокая прямоугольная в плане башня-колокольня, также выполнявшая оборонные функции. Деревянные перекрытия делили внутренний объём колокольни на 4 (?) яруса, сообщавшихся с помощью деревянных лестниц. В нижнем ярусе башни был возведён рельефный готический портал – главный вход храма. Венчала колокольню боевая деревянная галерея (5-й ярус), снабжённая бойницами навесного боя. Костёл, вероятно, изначально был приспособлен для обороны. Возможно, что кроме башни у храма были и другие оборонительные элементы, ныне утраченные.
По периметру храм окружили линией оборонных стен, очерчивающих в плане форму неправильного овала. Стена внешних укреплений возведена из камня, по всему периметру с напольной стороны была усилена контрфорсами. Первоначальная высота стены, вероятно, составляла около 6 метров. Внутренний двор храма был приподнят относительно окружающей местности, потому высота стен снаружи кажется куда более внушительной, чем изнутри. В верхней части стены были устроены бойницы (не сохранились). Возможно, на ранних этапах истории храмового комплекса с внешней стороны стены был вырыт ров, усиливавший обороноспособность основных укреплений. В двух местах (в западной и восточной части внешней ограды) в стене были устроены входы (в виде небольших ворот), которые некогда могли иметь вид 2-ярусных надвратных башенок, увенчанных шатровыми крышами. Сооружения обоих ворот квадратные в плане, в их нижних ярусах устроены арки входа, откуда по ступеням можно было попасть во внутренний двор храма.
1514 год. В юго-восточном районе Венгрии вспыхнуло мощное крестьянское восстание. Повстанцы, руководимые Дёрдем Дожи, не решились атаковать Хустский замок, но город, вероятно, оказался под их контролем, поскольку Хуст получил статус бунтарского населённого пункта. Восстание бушевало в течение лета, пока основные силы повстанцев не были разбиты под Темешваром (Венгрия). К осени 1514 года были ликвидированы и последние очаги повстанческого движения. Неизвестно, затронул ли храм этот военный конфликт.
1524 год. Храм становится реформаторским, что отразилось на его облике. В частности, сторонники реформаторского движения тяготели к минимализму в декоре, потому католические фрески, покрывавшие стены храма, были полностью заштукатурены и забелены.
1556 – 1557 годы. Хустский замок, находящийся под властью императора Фердинанда I (1503 - 1564), после изнурительной осады захватили трансильванские
войска. Неизвестно, затронул ли храм этот военный конфликт.
1587 год. На одном из колоколов (большом), висящем в верхнем ярусе башни, есть надпись на латыни: «Gloria sit soli qui regit Astra Deo. Anno Domini. 1587» («Слава Небесному Отцу. Год века Господня. 1587»).
Лето 1594 года. Многочисленная татарская орда хана Гирея (в советской литературе часто фигурировала фантастическая цифра войска Гирея – 80 000 человек) совершила разрушительный набег на Мараморош (древнее название юго-восточных земель Закарпатья). На Хустский замок, который к тому времени был хорошо укреплён, татары нападать не решились, однако городская застройка могла пострадать от татарских погромов, если допустить, что татары всё же приближались к замковой горе.
17 век. Трансильванские князья неоднократно становились покровителями костёла, жертвуя значительные суммы на его содержание и ремонт.
1637 год (?). Войска трансильванского князя Дёрдя I Ракоци (1593 - 1648) безуспешно осаждали Хустский замок. Неизвестно, затронул ли храм этот военный конфликт.
1644 год. Князь Дёрдь Ракоци подтвердил привилегии храма.
1659 год. Закарпатье захлестнуло очередное мощное татарское нашествие. Трансильванский воевода прибывает со своими войсками в Хустский замок, намереваясь здесь принять бой. Однако татары на штурм замка не осмелились, и отступили, разорив ряд окрестных населённых пунктов. Неизвестно, затронул ли храм этот военный конфликт.
1661 год. Своё покровительство костёлу засвидетельствовала Анна Лоньои, жена Яноша Кеменя, который в 1661 году стал князем Трансильвании. В тот период Трансильвании оказывала покровительство Османская империя, но Янош был более склонен налаживать контакт с Габсбургами, заклятыми врагами турок, что очень не нравилось османам. Известно, что в Хусте Янош со своей семьёй укрывался некоторое время от турецкого гнева. Правление Яноша было недолгим – уже в 1662 году он сложил свою голову в сражении с турками, а княжеский трон занял ставленник султана Михай I Апафи (1632 - 1690).
Историки советского периода упоминали о нескольких неудачных попытках турок захватить Хуст в период 1661 – 1662 годов. Известно, что в 1661 году под Хустом стояли войска великого визиря Али-паша, занимавшего пост командующего турецкими войсками в Венгрии. Турки не стали осаждать замок, однако точно неизвестно, как их вторжение (или вторжения) отразилось на состоянии городской застройки.
1670 год. Михай I подтвердил привилегии храма.
1683 год. На втором колоколе (малом), висящем в башне, есть надпись на венгерском: «Kokiniesdi Demeter Hadnagyiságában s Beregi István bíróságában 1683-ban Huszt városa öntette ezt a harangot» («Этот колокол отлил бывший лейтенант Деметр Кокиниешди в 1683 г. во времена судейства в Хусте Иштвана Береги»).
1703 год. Вспыхнула антигабсбургская война (1703 - 1711), возглавляемая Ференцем II Ракоци (1676 - 1735). В средине августа к Хусту подошли повстанцы, возглавляемые Яношем Маешем, которым в сентябре удалось при помощи предательства захватить замок. Неизвестно, затронул ли храм этот военный конфликт.
18 век. Колокольня перестраивалась. О том, что именно было перестроено, информации нет. К этому же периоду относят постройку галереи и кафедры внутри храма.
1-ая половина 19 века. На сохранившейся гравюре этого периода можно видеть, каким был костёл в Хусте перед его последними перестройками. В частности в тот период колокольню храма венчал деревянный ярус (такой же ярус появится у костёла в ходе реставрации 2004 – 2005 годов), другой (в сравнении с современным состоянием) была структура размещения окон в башне, северную стены нефа прорезали окна, а опору этой стене обеспечивали контрфорсы. Также на гравюре отсутствует пристройка у северной части апсиды.
19 век (?). К северной части апсиды примкнула пристройка с цилиндрическим (?) сводом. Строение перекрыли односкатной гонтовой кровлей.
19 век (?). Был перестроен верхний деревянный ярус колокольни. В результате перестройки галерея с шатровым завершением, венчавшая колокольню, приобрела более простые формы. С кровли убрали четыре декоративных фонаря, а вместо сплошной открытой галереи, опоясывавшей верхний ярус, появились 4 окна – по одному в каждой грани деревянного «короба».
1862 – 1863 годы. Сохранились несколько рисунков, запечатлевших состояние храма в этот период. Большая часть нарисованных элементов в той или иной степени сохранности дошли до наших дней. В то же время заметно, что колокольня храма 150 лет назад выглядела иначе, а внешняя стена комплекса на тот момент ещё сохранялась по всему периметру.
1885 года. Сохранилось изображение костёла этого периода. Башню храма в этот период всё ещё венчал тот простой деревянный ярус, который можно было видеть на более ранних изображениях.
?. Северо-восточная часть внешней оборонной ограды была уничтожена в ходе строительства 1-этажного строения на городском перекрёстке. Новое здание фактически поглотило часть храмовой ограды и слилось с восточными воротами внешней оборонной стены комплекса.
?. Часть колокольни была основательно перестроена. В верхнем каменном ярусе колокольни была изменена форма окон – на месте 2-х узких окошек, располагавшихся рядом друг с другом в каждой грани, появились широкие стрельчатые окна. Над окнами возвели декоративные фронтоны остроконечной формы. Верхний край колокольни и фронтонов увенчал декоративный карниз. Завершала колокольню шатровая кровля.
?. Была существенно понижена высота внешней каменной стены.
?. Вместо гонта храм покрыли жестью.
?. В северной секции внешней оборонной стены был пробит прямоугольный дверной проём. Таким образом, в ограде появился 3-й вход.
2004 – 2005 годы. Благодаря участию венгерских инвесторов, храм отреставрировали. Колокольне вернули деревянную галерею и шатровую крышу с декоративными фонарями, привели в порядок стены храма, а также каменную ограду, окружающую костёл. Кровлю костёла и оборонной ограды покрыли гонтом. В результате проведённой реставрации храм существенно преобразился и вернул себе ряд интересных аутентичных черт. Воссозданная деревянная галерея колокольни придала ей оборонные черты – изначально галереи выдвигали за пределы каменных стен, что давало возможность устроить в деревянном настиле пола галереи бойницы подножного боя, позволяющие обстреливать противника в «слепой зоне» прямо у подножия стен.
Наши дни. Елизаветинский костёл считается одним из старейших храмов Закарпатья. Костёл - вторая по значимости достопримечательность Хуста после замка. Основное строение храма хорошо сохранилось и не несёт следов радикальных перестроек. Костёл представляет собой прекрасный образец провинциальной готики. Особенно ярко храм проявил свою индивидуальность в результате проведённой реставрации 2004 – 2005 годов, которая вернула костёлу многие интересные черты его раннего облика. Белоснежные стены храма создают прекрасный контраст с гонтовой кровлей и верхним деревянным ярусом колокольни. В интерьере храма можно увидеть фрагменты фресок 15 века, которые были обнаружены под слоем штукатурки во время реставрации. Особенно ценно то, что до наших дней сохранились большие фрагменты внешней оборонной стены, окружающей костёл. Подобная оборонная ограда уцелела только у 2-х храмов Закарпатской области – у костёла в Хусте и у храма в Вышково.
Вид на костёл с Замковой горы. Автор фото: Filin (октябрь 2010)
Источники:
- «Путешествие по архитектурным памятникам Подкарпатской Руси», Дмитрий Поп, Иван Поп, 2007 (стр. 146)
- «Замки Подкарпатской Руси», Дмитрий Поп, Иван Поп, 2004 (стр. 104-123)
- Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР (том 2, стр. 203)
- «Замки і фортеці Західної України», Орест Мацюк, 2005 (стр. 181-182)