Тип сооружения: оборонная церковь
Так же известна как:
- Церква Святого Миколая Чудотворця (укр.)
- Миколаївська церквав Язлівці (укр.)
- Вірменська церква в селі Язловець (укр.), Армянская церковь в Язловце (рус.)
Первый этап строительства: 1551 год
Последний этап строительства: ?
Историческое исповедание: православие
Современная принадлежность: православие
Церковь находится в селе Язловец. Некогда Язловец был процветавшим средневековым городом, первое упоминание о котором встречается в письменных источниках под 1379 годом.
Место для возведения церкви выбрали на северной окраине города, неподалёку от небольшого потока Язливчик (приток реки Ольховец).
1-ая половина 16 века. Некоторые исследователи полагают, что изначально на месте каменного храма существовала более ранняя деревянная церковь.
1551 год. Армянские переселенцы, обосновавшиеся в Язловце, закончили возведение каменной церкви. Дата завершения постройки храма – 1551 – вырезана на фасаде церкви (надпись можно увидеть и в наши дни). Материалом для постройки церкви служил белый и красный песчаник, резные детали были выполнены из известняка.
Вероятно, на первом строительном этапе был возведён простой трёхчастный храм. Он состоял из прямоугольного в плане нефа, к которому с запада примыкал квадратный в притвор (одинаковой ширины с нефом), а с востока – полукруглая апсида, имеющая равную высоту с нефом. Снаружи членение объемов церкви не выражено. В интерьере неф от притвора отделялся двумя пристенными пилонами, на которых покоилась полуциркульная арка. Глубину внутреннего пространства храма перспективно усиливала арка апсиды. Монотонность стенных плоскостей оживлялась за счёт арочных ниш различных размеров. Притвор и неф перекрывал полуциркульный свод с распалубками, апсида была перекрыта четвертьсферическим сводом с тремя распалубками. В 1970-х годах, во время обследования храма, был выявлен уникальный для этой местности архитектурный элемент – оказалось, что некогда свод был перекрыт каменными плитами. Такой тип перекрытий был характерен для построек южных краёв и в Язловец, вероятно, эта строительная техника попала вместе с переселенцами.
Ренессансный декор храма представлен резным фризом с иониками, который декорирует пяты сводов, а также карниз пилонов.
Главный вход в храм был устроен в его западном фасаде. Фасад венчал треугольный фронтон с глухой аркатурой, тимпан украшали плоско-рельефные волюты. Вход в храм был оформлен в виде дорического пилястрового портика. Ордерные детали портала дополняли розетки на цоколе, в метопах фриза и по углам над резным архивольтом.
1-ая половина 17 века. К южному (боковому) фасаду храма была пристроена квадратная в плане оборонная башня-колокольня. Башня состояла из четырёх ярусов и была увенчана шатровой крышей. Три стены нижнего яруса башни были прорезаны проемами на всю высоту до свода. Благодаря этим проёмам образовались дополнительные помещения-камеры, а стены сооружения вследствие чрезвычайной их толщины воспринимаются как мощные пилоны, несущие верхние объемы башни. Основное помещение было перекрыто крестовым сводом с розеткой в центр, камеры перекрывали миниатюрные полуциркульные своды. В толще башенной стены была устроена винтовая лестница, с помощью которой осуществлялось сообщение между ярусами башни. Из нефа в нижний ярус башни можно было попасть через резной портал, оформленный в сдержанном ренессансном стиле. Этот портал – одно из редких сохранившихся украшений храма.
З. Обертинский считал, что башня храма имела схожие черты с чертами молдавской архитектурной школы. Это дало ему основание предположить, что архитектор, возводивший башню Николаевской церкви, прибыл в Язловец из Молдавии. Ориентировочно в период возведения башни наблюдалась волна переселения армян из Молдавии, возможно один из этих переселенцев и был автором перестройки храма.
?. К северному фасаду храма примкнула небольшая прямоугольная в плане пристройка. Её перекрывал крестовый свод.
Середина 18 века. В этот период перестаёт существовать армянская парафия, которой принадлежал храм. Армяне постепенно покинули Язловец, церковь опустела.
1809 год. Покинутый армянами храм превращается в приходскую церковь.
1914 год. В ходе Первой Мировой войны церковь была сильно повреждена.
1914 – 1929 года. Церковь пребывала в состоянии руин.
Осень 1929 – 1930 (по другим данным – 1932 год). Церковь ремонтируется.
1990 год. Церковь проходит через ремонтно-реставрационные работы.
Наши дни. Ренессансная церковь, пережившая несколько перестроек, сохранилась достаточно хорошо. Храм действует, находится под опекой верующих.
Источники:
- Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР (том 4, стр. 59)
- Статья «Язлівець – місто ренесансу», Олег Рибчинський