Монастырь у села Жизномир

Путь: Украина » Тернопольская область » Бучачский район » с. Жизномир

Тип сооружения: укреплённый монастырь с оборонной церковью

 

Так же известно как:

- Жизномирський монастир Преображення Господнього (укр.)

- Жизномирський монастирок (укр.)

- Церковь в урочище Монастырек/Монастырей (рус.)

- Оборонна Церква Преображення Господнього(укр.)

 

Первый этап строительства: церковь - 15 век (неофициально), 16 век (официально)

Последний этап строительства: ?

 

Историческое исповедание: православие

Современная принадлежность: церковь не действует (в руинах)

 

 

Место для основания монастыря было выбрано в 2-х километрах южнее Бучача. Монастырь разместился среди лесов, на горе Федор (Федір), возвышающейся на правом берегу реки Стрипа. С севера, востока и юга монастырь был защищён естественными укреплениями - склонами возвышенности, спускающимися к руслу реки. Западная сторона площадки монастырского холма была напольной, наиболее уязвимой.

 

Вероятно, монастырь играл роль вспомогательного укрепления на подступах к Бучачу. Он так же мог использоваться как сторожевой пункт, отсюда при помощи сигнальных огней могли подать сигнал в город в случае обнаружения неприятеля.

 

Период, когда в этой местности был построен каменный храм (его руины сохранились до наших дней), точно не установлен. Официально принято относить церковь к 16 веку, однако древняя типология храма и проведённый анализ его архитектурно-конструктивных особенностей даёт некоторым исследователям основание датировать сооружение 15-м веком.

 

Начало 17 века. В одном из актов Бучачского монастыря отмечено, что Жизномирский монастырь был построен в 1600 – 1606 годах. Финансировала его строительство Мария Могилянка, дочь влиятельного молдавского господаря и жена Стефана Потоцкого, владельца Бучача. Мария, пребывая в Модавии, посылала деньги на возведение обители.

 

?. Стефан Потоцкий наделил монастырь земельными владениями и отдал в распоряжение обители близлежащий лес.

 

1-ая половина 17 века. На горе у Стрипы сформировался оборонный монастырь. Его комплекс состоял из укреплённого храма (главное сооружение обители, доминанта монастыря), жилых и хозяйственных построек, а так же каменной оборонной стены, которая окружала обитель, защитив монастырский двор.

 

Оборонная стена:

Территория монастыря была окружена каменной стеной. Западная и южная стены монастыря были прямыми, линии этих стен относительно друг друга располагались под прямым углом. Северная и восточная стены монастыря имели неровную, ломаную, конфигурации. Вероятно, такое начертание линии стен было обусловлено тем, что они повторяли конфигурацию возвышенности, на которой разместился монастырь. Монастырские ворота (в надвратной башне?) были устроены в северо-западном углу оборонных стен.

 

Церковь:

Храм, расположенный в юго-восточной части монастырского двора, относится трехконховому типу культовых сооружений. До настоящего времени сохранилось небольшое количество архитектурных памятников этого редкого типа. Сооружение построено из песчаника, обладает массивными стенами толщиной 1,7 - 2 метра. Основной объём церкви состоит из прямоугольного в плане нефа с тремя конхами-апсидами (полуцилиндрические части сооружения, перекрытые полукуполами). Высота стен нефа и конх – около 9 метров. Ось храма вытянута по оси запад-восток. Западный фасад храма завершала оборонная, квадратная в плане, башня. Восточная часть завершалась апсидой-конхой, две другие конхи (меньшего размера) выступали из северной и южной стены храма. Неф имеет размеры приблизительно 5,5 х 9 метров, в него раскрывает свой объём апсида (её ширина практически равняется ширине нефа), а так же северная и южная конхи. Южную стену нефа прорезали 2 окна с полуциркульными перемычками (высота окон составляла около 3 метров). Ещё одно окно, круглое, прорезало южную конху. Апсида была без окон. В отличие от южной стены храма, восточная стена церкви была полностью лишена окон – их нет как в стене нефа, так и в стене северной апсиды. Вероятно, такая суровая конструкция северного фасада храма была обусловлена оборонными нуждами – именно северная стена церкви была обращена в сторону монастырских ворот, т.е. в ту сторону, откуда, прежде всего, ждали нападения неприятеля.

 

Основную оборонную функцию храма выполняла башня, пристроенная к западной части нефа. Общая высота башни (без крыши) составляла около 15 метров, она возвышалась над нефом на высоту около 6 метров. Вход в храм был устроен в западной стене башни, в её нижнем ярусе. Над этим ярусом возвышались ещё 2 яруса башни, выполнявшие оборонные функции – толщу стен этих ярусов прорезали бойницы (по одной бойнице на каждую сторону башни). Ярусы сообщались между собой с помощью лестницы, устроенной в толще каменной стены. Бойницы, прорезавшие стену башни, не позволяли простреливать пространство у основания сооружения – бойницы были устроены на значительной высоте и конструктивно не были предназначены для уничтожения неприятеля, который смог подобраться к башне вплотную. Этот конструктивный недостаток даёт основание предположить, что некогда башню увенчивал ещё один (4-й), предположительно деревянный, боевой ярус с галереей, выступающей за линию каменных стен и опирающейся на консоли. Этот ярус мог компенсировать недостатки бойниц в стене, исполнять роль машикуль – галерея, выступающая за линию стен, давала возможность обстреливать атакующие войска, находящиеся у подошвы башни.

 

Монастырские постройки:

О них практически ничего не известно. Вероятно, на монастырском дворе были построены жилые (кельи) и хозяйственные сооружения. Кельи, вероятно, были пристроены к оборонной стене монастыря.

 

1672 год. В ходе начального этапа Польско-турецкой войны (1672 - 1676) войска турецкого султана Магомета IV осадил Бучач. Жизномирский монастырь, расположенный неподалёку от осаждённого города, разделил участь Бучача – обитель, как и город, захватили и разрушили. Историк и исследователь Григорий Логвин (1910 - 2001) считал, что именно тогда был разрушен свод храма над нефом, апсидой и конхами.

 

?. После турецкого погрома монастырь восстанавливается.

 

3 июня 1715 года. Среди актов Бучачского монастыря сохранилась грамота (подписана Степаном Потоцким), в которой значится, что игуменом монастыря в Жизномире назначается Сильвестр Тарасевич.

 

1724 год. После смерти игумена Сильвестра Тарасевича, Степан Потоций передаёт монастырь в Жизномире (с его добром и доходом) Бучачскому монастырю.

 

1798 год. Есть упоминание о пожаре, который уничтожил все основные сооружения монастыря.

 

Наши дни. От монастыря сохранились лишь руины его основного сооружения – массивной оборонной церкви. Сохранилась значительная часть объёма оборонной башни и нефа храма. Перекрытия башни, нефа, апсиды и боковых конх утрачены. Северная конха храма частично разрушена.

 

 

Источники:

- Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР (том 4, стр. 57)

- Журнал «Пам'ятки Україн» № 1-2, 2001:

  - Стаття «Оборонні храми Поділля», Ольга Пламеницька

- Историко-мемуарный сборник «Бучач і Бучаччина», 1972

Ошибка в тексте? выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Знаете больше и хотите что-то дополнить? Пишите!

Отправка личного сообщения

или Отмена
x
Наши сообщества: