Костел Святой Троицы в селе Соколовка

Путь: Украина » Львовская область » Жидачовский район » с. Соколовка

Соколовка: общий вид с северо-запада

 

Тип сооружения: оборонный костел.

 

Так же известен как:

- Костел Святої Трійці в селі Соколівка (укр.), Kościół parafialny p.w. Świętej Trójcy w Sokolówce (пол.)

- Троицкий костёл (рус.), Троїцький костел (укр.)

 

Первый этап строительства: 1590-е годы – начало 17 века.

Последний этап строительства: ?

 

Историческое исповедание: римо-католичество.

Современная принадлежность: храм в руинах, не действует.

 

 

Костел находится в селе Соколовка, первое письменное упоминание которого относится к 1389 году. Соколовка со 2-ой половины 16 века и вплоть до 19 века обладала статусом города. Позднее поселение этого статуса лишилось и превратилось в село. До рубежа 16 и 17 веков Соколовку знали под названием Сенява. Чуть больше информации по теме ранней истории городка можно найти на этой страничке.

 

Середина 15 – конец 16 века. Поселение находилось под властью знаменитого шляхетского рода Сенявских. Городок был родовым гнездом Сенявских, представители которого в дальнейшем многократно увеличили свои владения, оставив Сеняву на периферии своего внимания.

 

1558 год. Сенява получает Магдебургское право.

 

1593 год. Первое письменное упоминание парафии (прихода) в Сеняве. При этом стоит отметить, что формальная фундация парафии состоялась несколько позже – 2 марта 1594 года, что и было засвидетельствовано в акте, выданном Анной и Софией, дочерьми Сенявского. В этом же документе отмечено, что уже тогда в Сеняве существовала плебания (двор священника): «даём в городке в Сеняве землю костельную, на которой есть плебания» («dajemy w miasteczku w Sieniawie grunt kościelny, na którym jest plebania»). Священником в тот момент был Михал Монторс из Бржожи, позднее его будут называть первым священником Сенявы, а кроме того именно ему начнут приписывать строительство костела.

 

Точно не известно, когда в Сеняве начали строить костел. Есть мнение, что работы по возведению храма начались ещё до того, как парафия была упомянута в документе 1594 года, отдельные фразы документа косвенно на это намекают. В качестве места для постройки храма был выбран один из холмов в долине реки, к югу от дороги, ведущей со стороны Бобрки в направлении Рогатина. Парафия Сенявы-Соколовки до 1787 года находилась под контролем рогатинского деканата, позднее перешла под власть свиржского деканата.

 

1600 год. Интересные сведения можно найти в документе авторства архиепископа Яна Димитра Соликовского. Во-первых, архиепископ отметил, что строительство костела в Сеняве было начато Анной Сенявской, женой Станислава Стадницкого, а, после её смерти, достройкой храма занимался новый владелец городка белзский каштелян Станислав Влодек. Во-вторых, Соликовский писал, что строительство костела должны были закончить в том же году, когда он писал свой документ, т.е. в 1600-м. Таким образом, первый этап строительных работ можно отнести к 1590-м годам. Костел, приспособленный для обороны, был не единственным укрепленным пунктом Сенявы-Соколовки, также здесь находился оборонный двор (небольшой замок) и, вероятно, городок был окружен линией собственных укреплений, о которых, впрочем, нет никаких упоминаний в источниках.

 

Отдельные польские исследователи считают, что можно проследить ряд аналогий в архитектуре костела в Соколовке и костела в Щирце, построенном в 15 – 1-ой половине 17 века. Кроме того, они отмечают сходство структуры сводов костела в Соколовке со структурой сводов часовни, построенной в 1568 году в Меджибожском замке, который также принадлежал Сенявским. Впрочем, пока не ясно, было ли случайным сходство архитектурных черт упомянутых храмов, или же между строительством этих строений всё же существовала какая-то связь.

Соколовка: общий вид на костёл с северо-западаСоколовка: общий вид на костёл с северо-западаСоколовка: общий вид на костёл с западаСоколовка: общий вид на костёл с западаСоколовка: общий вид на костёл с северо-запада
Соколовка: общий вид на костёл с югаСоколовка: общий вид на костёл с югаСоколовка: общий взгляд с высотыСоколовка: общий вид на костёл с востокаСоколовка: общий вид на костёл с востока
Соколовка: общий вид на костёл с северо-востокаСоколовка: общий вид на костёл с северо-востокаСоколовка: общий вид на костёл с севераСоколовка: общий вид на костёл с севера

Костел, возведённый в Соколовке, был трехчастным. Его строение вытянулось вдоль оси запад-восток. Изначально материалом для постройки храма служил камень, позднее, в ходе перестроек следующих веков, часть строений реконструировали, используя в качестве стройматериала кирпич. С внешней стороны стены храма покрывала штукатурка. Объём костела состоял из прямоугольного в плане нефа, к которому с востока примыкает 5-гранная апсида, а с запада квадратная в плане башня-колокольня, некогда выполнявшая оборонные функции. В интерьере апсида отделена от нефа массивной полукруглой аркой. Из нефа на 2-й и 3-й ярус колокольни можно было попасть по винтовой лестнице, устроенной во внутристенной шахте, расположенной в северо-западной части храма. Снаружи эта шахта была выделена в виде в виде четвертьсферического объёма. Неф и апсиду перекрывали крестовые своды.

Соколовка: план костелаСоколовка: северный фасад костелаСоколовка: вид на костел с северо-западаСоколовка: колокольня костелаСоколовка: вид на фасад и колокольню костела с юго-западаСоколовка: южный фасад костёлаСоколовка: вид на костел с юго-востока

Строительство первых укреплений вокруг храма относят ещё к рубежу 16 и 17 века. Впоследствии они, несомненно, неоднократно перестраивались. Так на смену ранней каменной кладке со временем пришёл кирпич, из которого была возведена верхняя часть дошедших до наших дней оборонительных сооружений. Первоначально храм окружили каменной оборонной стеной с 4-мя (?) угловыми башенками – довольно редкий сохранившийся до наших дней (к сожалению, в руинах) пример укреплений костела. Как изначально выглядели эти башенки – точно неизвестно, впоследствии их перестраивали и они утратили черты своего первоначального облика. Главный вход на территорию храма находился в нижнем ярусе квадратной в плане 2-ярусной башни, расположенной в восточной стене комплекса. Какой вид имели первые ворота внешней ограды – неизвестно (сохранившиеся руины надвратной башни относятся к периоду одной из перестроек храма).

Соколовка: общий вид на костел и внешнюю линию укреплений с юго-западаСоколовка: общий вид на внешнюю линию укреплений костёла с юго-западаСоколовка: общий вид на внешнюю линию укреплений костёла с юго-западаСоколовка: западная линия внешних укрепленийСоколовка: бойницы внешней (западной) линии укреплений костелаСоколовка: бойницы внешней ограды костела, вид изнутриСоколовка: юго-западная башенка внешней линии укрепленийСоколовка: юго-западная башенка внешней линии укреплений костёлаСоколовка: юго-западная башенкаСоколовка: южная линия внешних укреплений костёлаСоколовка: южная линия внешних укреплений костёлаСоколовка: руины южной стены внешних укреплений костелаСоколовка: южная линия укрепленийСоколовка: южная линия внешних укреплений костёлаСоколовка: вид с юго-запада на надвратную башнюСоколовка: надвратная башня внешней линии укреплений костёлаСоколовка: восточная линия внешних укреплений костёлаСоколовка: надвратная башня внешней линии укреплений костёла

Опасаясь секуляризации ценностей костела в связи с возможностью его перехода под власть священников-протестантов, меценаты храма изначально передали храм под верховную власть львовского митрополита и его капитула. Это главенство было действительным вплоть до 1812 года, когда костел перестал считаться собственностью религиозных чинов и перешёл в подчинение владельца городка, которым на тот момент был Станислав Мрожовицкий.

 

1648 год. В разгар казацкого восстания под руководством Богдана Хмельницкого Соколовка попала под удар повстанцев, которые, помимо всего прочего, разграбили и сожгли храм.

 

?. В толще внешней северной стены храмовой ограды была устроена арка ещё одного прохода. Появление второго входа на территорию внутреннего двора храма было вызвано, очевидно, снижением оборонной роли костёла.

 

1741 год. Самое старое из известных описаний храма было найдено в актах визитации архиепископа Николая Игнация Вижицкого. Он отмечал, что на тот момент в костеле было 4 алтаря: главный – Матери Божей и три боковых – Святой Троицы, Святого Антония и Святого Станислава.

 

2-ая половина 18 – начало 19 века. Соколовкой владел род Мрожовицких. В актах визитаций этого периода постройку костёла зачастую приписывали не Анне Сенявской, а Михалу Монторсу, первому священнику Сенявы.

 

1761 год. Бенедикт Хмелевский, рогатинский декан, лаконично описал костел в протоколе своей визитации. В документе значилось, что костел был посвящён Святой Троице, а его покровителями считались святые Станислав, Анна и София. Помимо этого было упомянуто разнообразное и элегантное внутреннее оформление храма («supellex templi et sacristiae sat numerosa et elegans [est]»). Интересной деталью документа было упоминание некого деревянного ограждения, которое в тот момент окружало храм.

 

1765 год. В визитационном акте в очередной раз упоминались 4 алтаря храма. Число покровителей костела к этому моменту увеличилось. Среди них значились святые Анна, Ядвига, София, Фелициан, Никорий (Никифор?) и Колумб. В акте упоминалась больница при костёле, в документе она значилась как «miserrimum». Документ также сообщал, что кладбище, некогда примыкавшее к костелу, не было огорожено, а местный священник тогда лишь заложил фундамент для будущей стены.

 

?. К апсиде костела с севера и юга были пристроены прямоугольные в плане помещения ризниц (?).

 

1772 год. В результате Первого Раздела Речи Посполитой Соколовка, в числе многих других населенных пунктов, перешла под власть Австрии.

 

1774 год. Во время визитации Соколовки архиепископ Вацлав Иероним Сераковский освятил храм.

 

Соколовка на карте Фридриха фон Мига (1779-1782)

1779 – 1782 годы. Австрийскими военными картографами была составлена так называемая «Карта Мига», на которой, в числе прочих населённых пунктов, была отображена и застройка Соколовки. На карте схематично было показано местоположение костела Святой Троицы относительно других построек городка.

 

1785 год. Зафиксированы первые тревожные признаки приближающейся реквизиции. В этом году по приказу австрийских властей (?) был составлен список ценностей и предметов, находящихся в костеле. Очевидно, после составления списка началась реквизиция, описанная в документах буквально несколькими словами: «sacra vasa pretiosa officiose recepta», т.е. ценности костела были снисходительно отданы.

 

1787 год. Был ликвидирован рогатинский деканат, за которым долгое время была закреплена парафия в Соколовке. После этого парафию закрепили за свиржским деканатом, который контролировал приход в Соколовке до начала 20 века.

 

Конец 18 – начало 19 века. Австрийские власти несколько раз проводили конфискацию серебряных предметов из костела, о чём сохранились упоминания в визитационных актах Соколовки 1828 года.

 

1810 год. Бережанский циркул издал приказ об очередной конфискации ценностей храма. В документе от 1 декабря 1812 года зафиксировано изъятие серебряных ценностей из костела. Вероятно, изъятые ценности можно было выкупить, поскольку в 1814 году часть из них выкупил у австрийских властей Францишек Салезий Сераковский, священник из Соколовки.  

 

1811 год. Вместо 4-х алтарей, наличие которых неоднократно фиксировалось в более ранних документах, в описании храма были упомянуты лишь 3 алтаря.

 

1819 год. Архиепископ Андрей Алозий Анквиц, посетивший Соколовку, отметил в акте визитации, что стены, окна, двери, а также орган храма нуждаются в ремонте. Кроме того, в плохом состоянии находилась одежда для богослужений, которую необходимо было заново пошить. Интересно, что в документе не встречается упоминаний ни одного из серебряных предметов, выкупленных в 1814 году. В акте упоминается Братство Святой Троицы, образованное неизвестно кем и когда при костеле.

 

1829 год. Визитационный акт этого периода даёт мало сведений о состоянии храма. Бегло упомянуты три алтаря костела. Интересная деталь – в тот момент в храме, как и в ряде других костелов свиржского деканата, была установлена мемориальная плита в честь Франциска фон Ауэра, губернатора Галиции. Эта деталь явно демонстрирует ущемление прав католической общины со стороны австрийских властей. В целом, конфискации никак особо не сказывались на самом соружении, о чём может свидетельствовать использование описаний храма 1811 года в актах визитаций более позднего времени.

 

2-ая половина 19 века. Владельцем Соколовки был Николай Явор.

 

Конец 19 века. Соколовка перешла Антонию Лодинскому.

 

Конец 19 – начало 20 века. О состоянии костела этого периода мало что известно, поскольку в открытом доступе нет документов, относящихся к этому периоду истории храма.

 

Начало 20 века. Владельцами села были Гедеон и София из княжеского рода Гедройцев.

 

1916 год. Упоминается изъятие австрийскими властями из храма 2-х колоколов, один из которых весил 162 килограмма, второй – 62 килограмма.

 

?. Где-то в промежутке между Первой и Второй Мировыми войнами костел получил скромный дар от архиепископа Болеслава Твардовского – несколько одежд для богослужений и утварь.

 

1 марта 1944 года. Соколовку, в связи с растущей угрозой со стороны УПА, покинул последний священник - Ян Ясинский. Он отправился в близлежащую Бобрку, забрав с собой последний уцелевший раритет храма – книгу 2-ой половины 19 века, на страницах которой фиксировали даты появление на свет новых жителей Соколовки. Позднее эта книга была передана на хранение львовской католической курии.

 

6 марта 1944 года. Бойцы УПА атаковали Соколовку, в результате чего погибло 14 человек из числа местного населения. Среди убитых был и Адам Шмидт, у которого находились ключи от костела. Однако ключи бойцам УПА не достались, потому им пришлось рубить двери храма топорами. Попав внутрь, они разграбили костел, некоторые вещи сожгли, стараясь устроить пожар в ризнице. Часть ценных вещей, спрятанных прихожанами в толще стены колокольни, удалось спасти от разграбления.

 

?. После Второй Мировой войны территория костела отошла местному колхозу. На территории старого кладбища обустроили площадку для размещения сельскохозяйственных машин, сам костел превратили в гараж, а пристройку храма у алтаря использовали для хранения удобрений.

 

Начало 1990-х. Хотя изнутри костел был основательно изувечен за годы правления советской власти, снаружи он всё ещё выглядел довольно неплохо, до аварийного состояния сооружению было ещё очень далеко. В таком состоянии костел находился до начала 2000-х годов.

Соколовка: костел на фото 1930-х годовСоколовка: вид на костел с северо-востокаСоколовка: вид на апсиду костелаСоколовка: вид на вход и хоры костелаСоколовка: своды костелаСоколовка: портал костелаСоколовка: исповедальняСоколовка: распятие из костелаСоколовка: резные деревянные фигуры костела, фото 1989 года

 

200(?) год. Обрушилась кровля над нефом, что ускорило разрушение, как сохранившихся деталей интерьера храма, так и его стен.

Соколовка: вход в костелСоколовка: вид на хоры костелаСоколовка: вид на колокольнюСоколовка: вид на апсиду костела с юго-западаСоколовка: вид на апсиду костела с северо-западаСоколовка: балки перекрытий рухнувшей кровлиСоколовка: винтовая лестница костелаСоколовка: вид неф и на апсиду с хоров

 

Апрель 2015 года. В Львовскую облгосадминистрацию, в отдел Охраны культурного наследия и культурных ценностей, был передан пакет документов, необходимых для внесения костёла в список памятников архитектуры, поскольку ранее храм ни в одном из реестров не значился.

 

Май 2015 года. Накануне праздника Пресвятой Троицы (т.е. главного храмового праздника) близ костёла впервые с 1944 года было проведено богослужение. В преддверии праздника территорию храма впервые за долгое время очистили от мусора и частично от зарослей. Подробнее.

 

Наши дни. Костел, ещё недавно находившийся в хорошем состоянии, сейчас быстро разрушается. Кровля над нефом обвалилась полностью, рухнув вниз вместе со сводами и балками перекрытий. Кровля и своды над алтарной частью пока держатся, хотя в таком состоянии им суждено простоять недолго. Колокольню храма пока ещё венчает ветхое завершение. Внутри часть нефа завалена кирпичами и деревянными балками сводов. На стенах сохранились фрагменты росписей 19 века. В алтарной части храма под этими росписями проступают фрагменты более ранних фресок, датированных 18-м веком. Разрушение кровли нефа было фатальным для интерьера храма, который, лишившись защиты от воздействий атмосферы, стал быстро разрушаться. В некоторых частях храма в стенах видны трещины, свидетельствующие об аварийном состоянии сооружения.

 

Оборонный периметр вокруг храма уцелел частично. Из 4-х угловых башенок в состоянии руин до наших дней дошли 2. Уцелели отдельные фрагменты стен между угловыми башнями, а также надвратная 2-ярусная башня в восточной части комплекса. Нижние ярусы стен и башенок возведены из камня, верхние – из кирпича. В верхней части оборонной ограды местами можно увидеть фрагменты кирпичного бруствера с бойницами. Со стороны внутреннего двора бойницы устроены в нишах кладки, с внешней стороны они выражены узкими щелями, пробивающими ровную поверхность стены. Территория близ костела используется местными жителями в качестве свалки.

 

Костел в Соколовке - общий вид с юга

Обший вид на руины костела и его укреплений с юга. Автор фото: Filin (апрель 2011)

 

 

Форум:

- Соколовка: Троицкий костёл

 

 

Источники:

- «Kościoły i klasztory rzymskokatolickie dawnego województwa ruskiego», Część I, Tom 11, Kraków, 2003 (стр. 243-256).

    Благодарим Александра Волкова за предоставленный материал

- «Укріплені міста, замки, оборонні двори, та інкастельовані сакральні споруди Львівщини XIII-XVIII ст.», Володимир Пшик, Львів, 2008 (стр. 66-67)

- «Замки і фортеці Західної України», Орест Мацюк, Львів, 2005 (стр. 105-106)

Ошибка в тексте? выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Знаете больше и хотите что-то дополнить? Пишите!

Отправка личного сообщения

или Отмена
x
Наши сообщества: