Церковь Святой Параскевы Пятницы в городе Львов

Путь: Украина » Львовская область » Пустомытовский район » г. Львов

Пятницкая церковь: общий вид на храм с юга

 

Тип сооружения: оборонная церковь

 

Также известна как:

- Церква святої Параскеви П'ятниці в місті Львів (укр.), Cerkiew św. Paraskewy we Lwowie (пол.)

- Параскевская церковь (рус.)

- Пятницкая церковь (рус.)

 

Первый этап строительства: конец 13 – начало 14 века (?)

Последний этап строительства: 1908 год

 

Историческое исповедание: православие

Современная принадлежность: Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)

 

 

Это один из самых старых храмов Львова, но, к сожалению, письменных свидетельств об истории этого памятника архитектуры сохранилось очень мало. Пятницкая церковь – крайний северный форпост на подступах к древнему Львову. Церковь была построена неподалёку от северного склона Замковой горы, вершину которой занимал Высокий замок. Ныне район, в котором расположена церковь, известен как «Подзамче» («Підзамче»). Храм находился у так называемого «Волынского шляха» - важного торгового пути, ведущего во Львов, как со стороны Волыни, так и со стороны Кракова. Протянувшись мимо церкви, старинная дорога (ныне – ул. Богдана Хмельницкого) огибала Замковую гору с запада и выходила на городскую площадь «Старый Рынок». С 12-13 веков и до завоевания княжьего Львова в 1349 году Казимиром III Великим (1310 - 1370) именно площадь Старый Рынок, вероятно, была сердцем торговли города, а в более позднее время торговый центр Львова сместился южнее, где сформировалась новая Площадь Рынок.

 

Существует гипотеза, что в ранний период истории Львова близ Пятницкой церкви существовала рыночная площадь. Её очертания отдельные исследователи усматривают в планировке территории близ храма. Если эта версия имеет под собой основание, то, вероятно, некогда храм мог находиться не на городской окраине, а в одном из самых оживлённых уголков поселения. Таким образом, его роль в жизни мещан может быть куда более значительной, чем в случае версии, в рамках которой церковь помещают на городскую периферию.

 

13 век. О начальном периоде в истории церкви практически ничего неизвестно. Отдельные исследователи допускают, что до строительства каменного храма на месте Пятницкой церкви могла находиться деревянная церковь, основанная ещё в княжьи времена. Если самый древний храм Львова, Церковь Святого Николая (первое письменное упоминание – 1292 год), был княжеским, то Пятницкая церковь, возможно, была главным храмом мещан.

 

Конец 13 – 1-ая половина 14 века. По данным архитектурно-археологического исследования, проведённого в 1977 – 1978 годах, на месте нынешней церкви (она возведена в начала 1640-х годов) уже на рубеже 13 и 14 века находился каменный храм. От него уцелели лишь фундамент и остатки стен, которые и удалось обнаружить. Точно неизвестно, как выглядела эта первая каменная церковь.

 

Можно допустить, что уже с момента появления каменных сооружений, Пятницкая церковь могла рассматриваться в качестве оборонного объекта, аванпоста. Она была построена за линией городских укреплений и потому во время нападений могла рассчитывать только на свои защитные сооружения. Церковь могла служить в качестве пункта обороны для жителей предместья, поскольку в то время застройка околиц Львова была практически полностью деревянной и каменные сооружения, как более надёжные, в первую очередь приспосабливали к защите. Даже в 17 веке предместье практически полностью состояло из деревянных строений. Пятницкая церковь была одной из 3-х каменных церквей, находившихся в районе Подзамча, и была самой богатой из церквей предместья Львова (позднее это предместье назовут Краковским).

 

1443 год. Первое письменное упоминание церкви.

 

1445 год. Ещё одно раннее упоминание храма.

 

1456 год. Третье из наиболее ранних упоминаний Пятницкой церкви.

 

15 век. Каменный храм, построенный ещё в 13 или начале 14 века, ремонтировался и, вероятно, перестраивался. Однако детали проведённых работ нам неизвестны.

 

1539 год. Церковь становится крилошанской, т.е. парох (священник) церкви был членом капитула (коллегия духовных лиц) при церкви св. Юра.

 

? - ? годы. Церковь пользовалась правом юридики, т.е. на её территории государственные органы правосудия и чиновники городской администрации не могли насаждать свои порядки, на этой территории действовал свой закон. До 1608 года в качестве судьи в простых судебных разбирательствах выступал парох, позднее это право перешло братству. Церковь имела право собирать у парафиян чинш, т.е. дань (оброк), который платился с земли или дома, отданных в чужое продолжительное владение. Чинш церковь собирала как для себя, так и для замка.

 

1617 год. Станислав Бонифаций Мнишек (около 1580 - 1644), брат Марины Мнишек (жена Лжедмитрия I), занимавший пост старосты Львова с 1613 года, подарил церкви землю для строительства госпиталя. Из контекста записи дарственной вытекает, что его строительство должно было начаться вскоре после того, как под руководством пароха Ивана Попеля перестроят старую Пятницкую церковь. Таким образом, письменный источник свидетельствует, что в начале 17 века назрела необходимость перестроить старый каменный храм.

 

1619 год. Монах Онуфриевского монастыря Феодосий Кани передал пароху деньги «ну мурование и строительство церкви новой». Возможно, церковь успели построить, до того, как по Краковскому предместью пронёсся опустошительный пожар 1623 года.

 

1623 год. Очень сильный пожар огненным смерчем пронёсся по Краковскому предместью. В огне погибли многие сотни домов и других построек. Согласно хронике Бартоломея Зиморовича (1597 - 1677), написанной во 2-й половине 17 века, сгорела и недавно перестроенная Пятницкая церковь. После этого события церковь ещё несколько лет находилась в руинах.

 

27 марта 1628 года. Станислав Бонифаций Мнишек предоставил братству привилегию на управление церковью и принадлежащими ей владениями. В данной привилегии храм был описан как опустошённый и разрушенный (уничтоженный).

 

1643 – 1644 годы. На месте разрушенного пожаром храма строится новая каменная Пятницкая церковь. Своё второе название – «Церковь Параскевы» она получила в честь святой Параскевы (в переводе с греческого «Παρασκευή» - пятница), которая родилась в пятницу. Святая Параскева считала небесной покровительницей молдавского господаря Василя Лупу (1595 - 1661), который по этой причине и стал фундартором нового храма, профинансировав его строительство. В новом храме объединились строительные традиции Молдовы, Украины и западные архитектурные веяния. Поскольку новый храм рассматривали ещё и в качестве укреплённого пункта, то это отразилось на его строении и общем облике. Церковь находилась на равнине и не была защищена укреплениями города, потому храм во время нападения мог рассчитывать только на искусственные оборонительные сооружения. Возможно, церковь в 17 веке была защищена ещё и какой-то внешней оборонительной стеной и рвом, однако о них нет упоминаний в работах исследователей.

 

Пятницкая церковь: план

Новый храм строили на основе старых фундаментов церкви, сгоревшей в 1623 году. В качестве строительного материала использовали ломаный камень. Кирпичные элементы, вероятно, относятся к периоду более поздних перестроек. Мощные стены 2-метровой толщины – один из признаков культового строения, который возводилось ещё и с учётом оборонительных нужд. Храм однонефный. Вертикальные пропорции нефа подчёркивает высокий треугольный фронтон и крутая двускатная крыша, венчающие центральный объём сооружения. С внешней стороны пространство фронтона разнообразят арочные ниши, выполненных в виде нескольких рядов аркатур, расположенных друг над другом. В северной и южной стене нефа устроены прямоугольные в плане ниши-апсиды (часовенки). Они имеют небольшую высоту, выступают с внешней стороны за линию стен нефа. Северную и южную стену нефа прорезают окна с полуциркульными арочными завершениями. Неф перекрыт крестовыми сводами. Можно предположить, что в 17 веке в верхней части нефа существовала боевая галерея, которую позднее могли демонтировать. С востока к нефу примыкает гранёная апсида, она с нефом имеет одинаковую ширину, но по высоте апсида вдвое ниже нефа. В трёх гранях апсиды прорезаны окна с полуциркульными арочными завершениями. Апсиду перекрывает сомкнутый свод.

 

Главную оборонную функцию Пятницкой церкви возложили на мощную башню-колокольню, пристроенную к нефу с запада. Согласно с датированным орнаментальным фризом, некогда украшавшим верхний ярус башни (в наши дни он скрыт под штукатуркой), строительство колокольни было завершено в 1643 году. Она прямоугольная в плане, имеет высоту вдвое большую, чем стены нефа, но по ширине равна ему. Башню наверняка использовали, помимо всего прочего, ещё и в качестве дозорного пункта. Нижний ярус башни, перекрытый крестовым сводом, одновременно является притвором (бабинцем) храма. В западной стене нижнего яруса устроен главный вход в храм – прямоугольный с арочным перекрытием. В толще северной стены притвора устроена лестница, ведущая на второй ярус башни. Перекрытия верхних ярусов – деревянные (?). Сообщения между ними осуществлялось при помощи деревянных лестниц (?). В верхнем ярусе башни, выполненном в виде глухой аркады, был устроен пояс бойниц. Вероятно, были бойницы и в нижних ярусах башни. Внешнюю поверхность стен колокольни разнообразят ниши. Декоративные карнизы, опоясывающие колокольню, визуально делят башню на три части. По молдавским традициям стены башни изначально были покрыты росписями (исчезли во время реставрации 1870-х годов). Венчала башню шатровая кровля с заломом (исчезла во время реставрации 1908 года).

Пятницкая церковь: общий вид на храм с юга 2Пятницкая церковь: вид на храм с западаПятницкая церковь: западный фасад колокольниПятницкая церковь: башня-колольняПятницкая церковь: вход в храм, вид со стороны притвораПятницкая церковь: общий вид на храм с востокаПятницкая церковь: апсида храма

В память о фундаторе на южном фасаде церкви и на хорах поместили лепные гербы Молдавского княжества. Центральный элемент герба – голова быка (тура), между рогов которого находится звезда, а по бокам головы помещены символические изображения солнца (в виде розы/розетки) и месяца. Герб, высеченный на плите, вмурованной в южный фасад храма, дополнен изображением княжеской короны и скипетра, скрещенного с мечом. На поле щита выбиты буквы: Іω-В-В-Б-М-Г-Z-М. В 1924 году эту аббревиатуру расшифровал Богдан Януш. Она означала: Іω / Василь Воевода Божьей Милостью Господарь Земли Молдавской (Іω – означает Иоанн – составную часть титула молдавских господарей «С Божьей Милости и Иоанна»). Также Януш расшифровал и текст, вырезанный на плите под гербом:

 

С(о)ЛНЦЕ М(іся)ЦЬ і КОРОНА

СЦЕПТРУ(м) ПАЛА(ш) ОБОРОНА

ГЛАВА В ВІ(н)ЦІ І ЗВІ(з)Д0Ю

НОТУ(ють) ВСІЯСНО(сть) ТВОЮ

ХР(ам) С(ей) С(о)ВЕ(р)Ш(ен)

РО(ку) 1644 АВГ(уста) 15

 

1645 год. Львовская летопись сообщает о состоявшемся в этом году освящении храма.

 

Пятницкая церковь: иконостас

Если внешний образ церкви создавал ощущение сурового строения, то интерьер храма этих черт лишён. По нарядности и роскоши внутреннего оформления храм считался самым величественным из всех церквей предместья. Главным украшением церкви и его главной ценностью считался и до сих пор считается роскошный иконостас. Это один из самых красивых и самых старых иконостасов Галиции из числа тех, которые уцелели до наших дней с 17 века. Точная датировка этого ценного образца деревянной позолоченной резьбы и станковой живописи является предметом дискуссий. Вероятно, иконостас был создан в период конца 16 – середины 17 века. По одной из версий он мог перейти к церкви, построенной в 1640-х годах, в наследство от более старого храма, погибшего в огне пожара 1623 года. По другой версии иконостас – ровесник храма Василя Лупу, т.е. его создание приходится на середину 17 века. Первоначально иконостас, выполненный в ренессансных формах, имел 5 ярусов, позднее, в 1871 году, был добавлен 6-й ярус. В общей сложности иконостас украшает более 70 икон, созданных преимущественно в 17 – 18 веках. Самой старой из них, вероятно, является небольшая молдавская икона 17 века с изображением св. Параскевы. Иконы находятся в обрамлении резных позолоченных деталей.

 

В церкви долгое время хранилось ценное рукописное Евангелие 16 века, а также реликвии из некоторых давно не существующих львовских храмов: уникальная серебряная кадильница 16 века и храмовый образ из Церкви Богородицы на Тарнавке, три редкие иконы из ныне не существующих армянских храмов Святой Анны и Святого Иакова. Большинство этих реликвий в наши дни находятся в Национальном музее Львова, одна из икон – в Львовской галерее искусств.

 

1665 год. При церкви существовало братство.

 

Середина - 2-ая половина 17 века. Судьба храма в период разрушительных польско-казацких (1648 - 1657) и польско-турецких (1672 - 1676) войн неизвестна.

 

Пятницкая церковь - рисунок Игоря Качора

17 – 18 века. При церкви существовало кладбище, окружённое забором. К кладбищу примыкал обширный сад, находящийся под присмотром садовника, которого нанимало братство. Близ забора кладбища находился госпиталь братства. На церковной территории также находилась школа, в которой жил бакалавр со студентами, служившими в церкви. Близ церкви в отдельном строении была расположена и резиденция священника.

 

Конец 17 века (?). Гетман Иван Мазепа (1639 - 1709) пожертвовал церкви красивый резной подсвечник 1648 года.

 

?. Первоначальные каменные своды заменили кирпичными.

 

?. К северной стене храма пристроили прямоугольное в плане помещение ризницы.

 

1-ая половина 18 века (?). В этот период Пятницкая церковь, как и в более ранние времена, считалась самой богатой из православных храмов предместья. Согласно сохранившемуся описанию, в церкви находилось 9 фелонов (верхняя одежда священника) из драгоценного бархата, атласы, китайки, высококачественная камха (шёлковая ткань), украшенная серебром и золотом, турецкие ковры и покрывала, серебряные и позолоченные кресты, лампы, короны, две хоругви и другие ценные предметы.

 

Конец 18 века. Стены церкви расписал Лука Долинский.

 

Пятницкая церковь на рисунке конца 19 века

1868 год. К этому времени назрела потребность реставрировать церковь. Тогда граф Мечислав Потоцкий (1799 - 1876) отправил письмо митрополиту Спиридону Литвиновичу с просьбой оказать финансовую поддержку, дабы на должном уровне отремонтировать не только церковь, но и её иконостас, который в письме Потоцкий охарактеризовал как один «из выдающихся памятников искусства, достойных старательного содержания и реставрации». Ремонтные работы в итоге были проведены, но финансировались они за счёт правительственных средств.

 

Начало 1870-х годов. Проводился ремонт и реставрация церкви. Тогда, помимо всего прочего, фасады храма оштукатурили. Под слоем штукатурки оказались и старинные молдавские росписи, нанесённые на внешние стены храма. В 1871 году был обновлён иконостас, дополненный тогда 6-м рядом икон авторства Антония Качмарского, который и проводил реставрационные работы.

 

1873 – 1876 годы. К западу от церкви была построена новая плебания (двор священника) по проекту Юлиуша Глуховского. Сейчас это дом №2 по улице Гайдамацкой.

 

1908 год. В церкви проводились ремонтные и реставрационные работы по проекту львовского архитектора Михала Лужецкого (около 1870 – после 1939). Во время проведения этих работ было сильно изменено завершение колокольни. Вместо шатровой кровли с заломом, которую не меняли с 17 века, была установлена кровля в стиле барокко, наподобие той, которая венчала Башню Корнякта – центральная баня с фонарём в окружении 4-х небольших башенок, расположенных по углам колокольни. Изначально проект переделки колокольни предусматривал установку на ней часов, но эта идея не была реализована. После сооружения нового верха высота башни составила 44 метра. Изменение внешнего вида кровли – последнее существенное вмешательство во внешнем облике старой церкви.

Пятницкая церковь на фото конца 19 векаПятницкая церковь на фото 1914-1915 годов

Во время этих же работ под слоем штукатурки, нанесённой в 1870-х годах, была обнаружена молдавская фресковая живопись, выполненная в виде декоративного фриза. 

 

Начало 20 века. В церкви перед Первой Мировой войной находилось 7 колоколов. Самый старый из них, вероятно, был отлит ещё в 1663 году. Все 7 колоколов были реквизированы австрийцами для военных нужд. Впоследствии их, вероятно, переплавили. В наши дни в церкви есть всего 2 колокола, самый старый из которых отлит в 1947 году.

 

1950 год. Была проведена полная реставрация памятника.

 

Пятницкая церковь: новая колокольня

Пятницкая церковь на фото 1970-х годов1977 – 1978 годы. На церковной территории проводились архитектурно-археологические исследования, в ходе которых были обнаружены остатки первой каменной церкви. Найденные фрагменты фундаментов и стен древнего храма были датированы 13 – 1-ой половиной 14 века.

 

1996 – 1999 годы. В юго-западной части церковного двора, неподалёку от храма, была построенная новая колокольня по проекту Владимира Швеца.

 

Наши дни. Церковь находится на улице Богдана Хмельницкого, 77, близ железной дороги и железнодорожной станции «Підзамче». История церкви берёт своё начало ещё в 13 – 14 веках, но от первого каменного храма уцелели только фундаменты. Дожившее до наших дней строение было возведено в 1640-х годах на основе остатков каменной церкви начала 17 века, разрушенной пожаром в 1623 году. Церковь, построенную в середине 17 века, неоднократно ремонтировали и перестраивали, но, тем не менее, храм до наших дней дошёл, сохранив свои главные архитектурные черты. К счастью его перестройки не относились к категории радикальных, а ряд реставрационных работ, проведённых в разное время, помогли сохранить это старейшее из уцелевших сооружений Подзамча. В верхнем ярусе колокольни можно увидеть несколько бойниц. От старинного кладбища, некогда находящегося близ церкви, уцелело всего несколько надгробий, одно из которых датировано 1674 годом, другое – 1743-м.

 

Вид на Пятницкую церковь с горы Высокий замок

Вид на церковь Параскевы Пятницы с горы Высокий замок. Автор фото: Filin (октябрь 2011)

 

 

Форум:

- Церковь Святой Параскевы Пятницы: история и архитектура

 

 

Источники:

- «Історичні проходи по Львові», Іван Крип’якевич, Львів, 1991 (стр. 140-142)

- «Львів крізь віки», Ігор Качор, Любов Качор, Львів, 2004 (стр. 136-137)

- Часопис «Галицька брама», №27, 1997:

  - Стаття «П’ятницька церква та її пам’ятки», Володимир Александрович (стр. 14-15)

  - Стаття «Молдавський слід у Львові», В.О. (стр. 15)

- «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», Том 3 (стр. 86-87)

- «Архітектурі Львова: Час і стилі. XIII-XXI ст.», Львів, 2008 (стр. 53-54)

- «Памятники искусства Советского Союза: Украина и Молдавия», Г.Н. Логвин, 1982 (стр. 389)

- «Львів: історичні нариси», Львів, 1996 (стр. 103-144):

   - «Іконостас П'ятницької церкви у Львові», Володимир Александрович

- «Історія Львова. Том 1 (1256-1772)», Львів, 2006 (201, 206)

 

Благодарим A_Wolkoww за предоставленные материалы.

Ошибка в тексте? выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Знаете больше и хотите что-то дополнить? Пишите!

Отправка личного сообщения

или Отмена
x
Наши сообщества: